$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Экосистема для цифровых инноваций в странах Восточного партнерства

27.05.2018
Экосистема для цифровых инноваций в странах Восточного партнерства
Директор по сотрудничеству с ЕС и странами Восточного партнерства в научно-технической ассоциации «Инфопарк» Анна Поболь. Фото: euneighbours.eu

Цифровые технологии развиваются настолько быстро, что традиционная система образования не успевает адаптироваться к спросу на обучение. Надо больше ориентироваться на практику и переложить часть функций обучения и консультирования на сектор организаций инновационной инфраструктуры и консалтинговые компании, считает директор по сотрудничеству с ЕС и странами Восточного партнерства в научно-технической ассоциации «Инфопарк» Анна Поболь.

Она представила на международной конференции «New Skills for New Jobs – Новыя навыкі для новых спраў: падрыхтоўка кадраў ва ўмовах змянення тэхналагічных укладаў» результаты профинансированного Европейской комиссией исследования «Экосистемы для ИКТ-инноваций и стартапов», проведенного в 2017–2018 годах в странах Восточного партнерства (ВП) (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина).

Исследователи изучили проблемы ограничения в развитии цифровых рынков и экосистему для поддержки цифровых инноваций. Они оценили условия, сложившиеся для того чтобы инновационные технологии могли быть восприняты и использованы для повышения производительности и увеличения добавленной стоимости всеми отраслями экономики.

Под цифровыми (ИКТ) инновациями понимается широкий спектр инноваций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), включая новые методологические рамки, технологии, и организационные инновации в разработке программного обеспечения, программное обеспечение для обслуживания ранее необслуженных бизнес-процессов, инновационные продукты или услуги с поддержкой ИКТ, а также новые модели сотрудничества с участием ИКТ-компаний или цифровые платформы.

Цифровая трансформация существующих предприятий и создание инновационных предприятий с бизнес-моделью, основанной на цифровых технологиях, требуют новых компетенций и навыков. Некоторые из них могут быть освоены самими предприятиями, другие должны быть включены в практику оказания сервисов специализированными организациями инновационной инфраструктуры и игроками экосистем.

«И «традиционным» предприятиям и основателям специальных бизнесов, которые пытаются использовать цифровые бизнес-модели, нужны новые компетенции, которые не всегда можно получить на рынке и не всегда целесообразно развивать им в виде профессионального обучения своих сотрудников, потому что современные технологии развиваются очень быстро. Возможно, часть компетенций должны быть доставлены экосистемой, под которой я подразумеваю не только систему образования, но и другие организации инновационной инфраструктуры, оказывающие поддержку бизнесу. Логично, что для того чтобы создавать условия для предприятий, осваивать новые рынки с новыми технологиями, нужны четко сформулированные новые правила. Это требует компетенций и от регуляторов», – подчеркнула А. Поболь. Она отметила, что даже в Евросоюзе, несмотря на большое количество передовых практик и опыта, не существует единого стратегического системного подхода, чтобы поддерживать цифровые инновации.

Исследование инфраструктуры стран ВП выявило около 100 сервисов, которые необходимо предоставлять в поддержку цифровых инноваций. Национальные эксперты в каждой стране собрали информацию о количестве организаций, которые каким-то образом касаются поддержки цифровых инноваций, – получилось в общей сложности 840. И на этом этапе наблюдается значительное отличие структуры экосистемы в странах ВП и Евросоюза. «В наших странах это в первую очередь, университеты (превалирующая доля), в странах ЕС – акселераторы, хабы цифровых инноваций и различные центры компетенций, которые поддерживают предприятия на более поздних стадиях. На разных стадиях развития бизнесы нуждаются в различных знаниях, поскольку сталкиваются с различными вызовами. Точно так же, как для финансирования различных стадий жизненного цикла, уже сформировалась специализация среди финансирующих игроков, так и остальные потребности бизнеса могут обслуживаться специализированными субъектами инновационной инфраструктуры, центрами компетенций и т.д.».

Часть исследования посвящена пробелам в компетенциях для цифровых инноваций для трех ключевых групп: бизнес, организации инновационной инфраструктуры, регуляторы. Сами респонденты оценили важность знаний в 8–9 баллов из 10, а способность экосистемы их предоставить – 4-6 балов.

Наибольшие потребности бизнеса:

– разработка цифровых бизнес-стратегий и дорожных карт;

– разработка инновационных бизнес-моделей на основе цифровых технологий;

– разработка и дизайн цифровых продуктов и услуг;

– управление инновациями, изменениями, рисками на цифровых рынках;

– управление интеллектуальной собственностью на цифровых рынках;

– менеджмент на цифровых рынках;

– подготовка структурированного бизнес-плана для цифрового бизнеса;

– быстрые и виртуальные методы прототипирования;

– подбор персонала и управление персоналом на цифровых рынках.

Но, по мнению А. Поболь, разработка политики и регулирование в сфере цифровой экономики – это знания, с развития которых надо начинать. Делать цифровую политику очень тяжело, это требует понимания существующих инструментов и создания новых инструментов, которых не было для традиционных отраслей, и способность координации между различными сферами ответственности. Представители госорганов заявили исследователям, что у них достаточно знаний, чтобы инициировать дискуссию о конкретных направлениях, но по большинству направлений недостаточно знаний, чтобы заниматься оперативным регулированием.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ