$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

ЭКОНОМИЯ ПО ПЛАНУ И ФАКТУ©

18.02.2014

В Беларуси в 2014 г. экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) должна составить 1,44–1,9 млн. т у.т., доля местных видов топлива (МВТ) в котельно-печном топливе (КТП) — 26%, энергоемкость национального ВВП снижена на 3%. Такие задачи поставлены на коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта, которая прошла 6 февраля.

Участники заседания также обсудили результаты прошлогодней работы по энергосбережению в республике. По итогам 2013 г. энергоемкость ВВП снизилась на 10,7% при задании 7%, доля использования МВТ в КТП выросла до 26,4% при задании 25,5%, сообщил директор Департамента по энергоэффективности Сергей Семашко.

За прошлый год было введено в эксплуатацию 218,96 МВт электрогенерирующего оборудования, внедрено 83 котлоагрегата на МВТ суммарной тепловой мощностью 144,59 МВт. В стране растет сектор возобновляемой энергетики. В прошлом году он увеличился, в частности, за счет 6 ветроустановок суммарной мощностью 2,55 МВт, 5 биогазовых комплексов (5,9 МВт), 20 тепловых насосов (838 кВт). «Зеленая» энергия прирастает в объемах также за счет солнца. В 2013 г. было внедрено 52 гелиоводонагревателя, число которых достигло 114, а до конца пятилетки должно вырасти до 170. В то же время не достроены 4 энергоисточника общей мощностью 48 МВт, которые должны были начать работу в прошлом году в Минском, Лидском, Борисовском и Оршанском районах. Не готовы к вводу в эксплуатацию 2 крупных объекта, включенных в перечень Республиканской программы энергосбережения на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1882.

Экономия ТЭР в 2013 г. в целом по стране составила 1572, 4 тыс. т у.т. при задании 1430–1800 т у.т. Его выполнение стало результатом более 4 тыс. мероприятий, предусмотренных региональными и отраслевыми программами по энергосбережению. Лидером по экономии ТЭР признан Минпром, превысивший задание в 2,12 раза. Зато в Минстройархитектуры не выполнено задание не только по экономии ТЭР, но и целевому показателю по энергосбережению (–6 вместо –8), доли МВТ в КПТ (4,3% вместо 5,2%). Не выполнены задания по экономии энергоресурсов в организациях Минобразования, Минлесхоза, Мининформа, Беллегпрома и ГПО «Белтопгаз». Среди регионов в передовиках оказалась Гродненская область, где экономия в 2,4 раза больше задания. В остальных областях еще остались резервы по экономии ТЭР. Например, сотрудники Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР провели 183 проверки субъектов хозяйствования. Резерв экономии, который был выявлен ими в ходе проверок и обследований, оценивается в 13 114,67 т у.т., экспресс-аудитов — 3537,52 т у.т. По итогам надзора составлено 117 протоколов об административных правонарушениях за нерациональное использование ТЭР (ст. 20.1 КоАП) и за неисполнение требований об устранении нарушения (ст. 23.1). К административной ответственности привлечено 19 субъектов хозяйствования области и 98 должностных лиц, с которых взыскано более 65 млн. Br штрафов.

Надзорную деятельность Департамент по энергоэффективности ужесточил после критики Комитета госконтроля, вскрыли немало фактов неудовлетворительной реализации энергосберегающих проектов, затягивания сроков строительства объектов, свидетельствующих о неэффективном использовании средств, направляемых на реализацию программ энергосбережения. Контролеры также усомнились в объективности методик расчета показателей.

Правовую базу энергосбережения призван улучшить проект нового закона, который готовится с учетом международного опыта. Планируется ревизия показателей энергобезопасности и энергосбережения, изменение ориентиров развития в стране ВИЭ, а также сектора энергетики, использующей МВТ.

Выполнение заданий по энергосбережению во многом зависит от их финансового обеспечения. В 2013 г. расходы здесь составили 15 842,8 млрд. Br — на 0,8% меньше, чем планировалось. Из них кредиты банков составили 44,8%, собственные средства организаций — 34,1%, бюджетные вложения — около 1%. На коллегии было подчеркнуто, что в 2014 г. и в дальнейшем рассчитывать на этот источник не стоит. Тем важнее становится необходимость привлечения зарубежного капитала, в т.ч. средств ЕБРР, ВБ, отметил первый вице-премьер В.Семашко.

В настоящее время продолжается реализация проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». В его рамках освоено 93,6 млн. USD, в т.ч. 48,8 млн. — в 2013 г. Благодаря привлеченным средствам внедрено энергоэффективное оборудование на ряде действующих энергоисточников, позволившее значительно снизить потребление импортируемого газа. В 2013 г. подписано соглашение о внешнем займе в размере 90 млн. USD сроком на 16 лет для реконструкции ТЭЦ в Могилеве и Гомеле.

В.Семашко отметил, что продолжение модернизации энергоисточников и промышленных предприятий позволит Беларуси лучше подготовиться к будущим сложностям. Он в очередной раз напомнил, что льготная цена в 175 USD за 1 тыс. м3 не вечна. Правда, когда Россия выйдет на равнодоходные цены, для нас газ все равно будет дешевле, чем для Европы, но разница уже не будет столь значительной.

Сегодня многие инвестпроекты в стране реализуются без проведения энергоаудита. При закупках нового оборудования внимание главным образом обращается на цену, а не на эксплуатационные характеристики по потреблению ТЭР. В результате из-за высокого энергопотребления не достигается планируемой эффективности модернизации предприятий. Например, Светлогорский ЦКК, который строит завод по производству беленой целлюлозы, просит льготные тарифы на электроэнергию из-за того, что своевременно не была проведена квалифицированная экспертиза приобретенного оборудования, отметил Семашко. Чтобы такие проблемы не возникали впредь, он поручил департаменту заняться энергоаудитом запланированных инвестпроектов.

Иван МИХАЛЕВИЧ