$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Экономисты ищут газ и тормоз темпов роста

24.10.2017

Анализ драйверов роста белорусской экономики и роли государства в их создании стал главной темой обсуждения на международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития», организованной НИЭИ Мин­экономики на прошлой неделе.

Главным достижением правительства, по мнению министра экономики Владимира Зиновского, является возобновление роста экономики. Правда, он составляет всего 1,7% по итогам 9 месяцев т.г., но без «искусственного разогрева», и сопровождается гиб­кой курсовой политикой, снижением инфляции и минимальной безработицей. Министр подчеркнул, что текущий рост ВВП вполне соответствует прогнозам Мин­экономики и «траектории» пятилетки, причем на 60% он до­стигнут за счет внешнего спроса и 40% – внутреннего.

Однако он не упомянул, что темпы роста отечественной экономики существенно ниже, чем в среднем в мире, а также в России и Евросоюзе. Правда, позитивные мировые тенденции министр назвал внешними факторами, способствующими поддержанию роста белорусской экономики в ближайшие годы. Среди внутренних факторов роста министр в очередной раз отметил совершенствование сис­темы госуправления за счет разграничения функций регулятора и соб­ственника, повышение эф­фективности управления госимуществом и рас­крепощение деловой инициативы. Также в планах правительства увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике, внедрение корпоративного управления на гос­предприятиях, раз­витие научно-технологических парков, 2–3-кратный рост наукоемкости ВВП, увеличение притока инвестиций, в т.ч. ино­странных, улучшение качественной структуры экономики и рост экспорта услуг, в котором доля IT-сектора дол­жна вырасти к 2020 г. до 20%.

Экономические показатели были бы еще лучше, если бы не искусственные ограничения, в т.ч. более 30 запретов на ввоз белорусской продукции в Рос­сию только в текущем году, отметил министр. Ликвидация такого рода ограничений – одна из основных забот правительства. Помочь тут должны не только дипломатические меры, но и укрепление кооперационных связей в рамках ЕАЭС, что в свою очередь требует обновления «ин­дустриального ядра» экономики и упорядочивания дублирующих производств. Росту экспорта должна способствовать реализация соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и третьими странами.

В СВОЕМ  выступлении министр особо отметил три вектора региональной политики правительства. Первый – это фор­мирование центров экономического роста в районах и городах, обладающих потенциалом. По оценке НИЭИ Минэкономики, в стране может быть сформировано более 60 таких центров, охватывающих 2/3 страны. Второй вектор – создание вне этих центров рабочих мест в пределах часовой до­ступности, а третий – формирование ком­фортных условий по всей стране. Нужно лишь обеспечить развитую со­временную инфра­структуру.

А рост инвестиций возможен только на основе тесной координации научно-­технологической, промышленной и региональной политики, считает В. Зиновский. Примером такого системного решения он назвал План индустриализации регионов, который должен разработать НИЭИ Минэкономики. Он будет включать 3 блока. Пер­вый – определение приоритетных видов экономической деятельности, технологических ниш и соответствующих проектов, которые будут предложены бизнесу. Второй – размещение этих проектов в районах, обладающих подходящими воз­можностями. Третий – фор­мирование пакета стимулов для реализации проектов на республиканском и региональном уровнях.

С ОСТОРОЖНЫМ эффектом евразийская интеграция выходит на положительный результат в промышленной политике, заверил участников конференции член коллегии (министр) по промышленности и агро­промышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский. Слож­ности, с которыми сталкивается бизнес в странах ЕАЭС, экс-глава правительства РБ объясняет «временнЫм» фак­тором – ведь и в Евросоюзе, существующем гораздо дольше, далеко не все проблемы решены. Зато многие страны интересуются евразийским рынком, ведут переговоры о сотрудничестве. Правда, тем временем объемы производства и экс­порта некоторых белорусских товаров в последние годы сократились в разы. Ис­правлять ситуацию г-н Сидорский рекомендует с помощью поиска новых ниш. Например, кто мешает нашим производителям активно модернизировать производство, задал С. Сидорский вопрос. А еще он считает, что сегодня решена проблема со свободным перемещением в рамках ЕАЭС легковых автомобилей, нормативная база создана и нам надо активно входить на этот рынок. Другая тема, которая неизменно под­нимается на таких конференциях, – импортозамещение. «Вмес­те с российскими партнерами мы выстроили мощную кооперационную цепочку, чтобы вытеснить конкурентов», – отметил докладчик.

Что касается сельхозблока, то если по молочной продукции позиции Беларуси выглядят прочно, то по ряду других товаров, например, по сахарной свекле, на рынке наблюдается избыток, и нужна более глубокая переработка сельхозпродукции, уверен министр ЕЭК. Ос­талось неясным, смягчит или усилит конкуренцию система прослеживаемости, которую планируется вне­дрить в ЕАЭС к 2019 г. с помощью электронных сервисов. В первую очередь она должна помешать обороту контрафакта, незаконного реэкспорта и т.п. При этом, по данным РБК, расходы только крупных производителей на внедрение такой системы оцениваются в 50 млн. RUB в год. Затраты мелких компаний не называются, но, по-видимому, они тоже окажутся значительными и, несомненно, отразятся на ценах.

ЭТА же проблема беспокоит и белорусское деловое сообщество, которое на конференции представлял председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. Он при­звал государство уделять больше внимания развитию малого и среднего бизнеса. Этот сектор, по дан­ным опроса МССПиР, по-преж­нему жалуется на нестабильность законодательства, слиш­ком суровые штрафы, неравенство форм собственности, высокую налоговую нагрузку и дороговизну кредитов. Впрочем, сами биз­нес-союзы сетуют на пассивность бизнесменов, не желающих пополнять ряды предпринимательских объединений. Возможно, именно от­сутствие такой массовой под­держки не позволяет этим объединениям активнее отстаивать права и интересы частного бизнеса. Остается благодарить государство за те решения, которые принимаются, в т.ч. за указы о налоговых консультантах, льготах для торговли в сельской местности, для агроэкотуризма и ремесленников.

СЕГОДНЯ на отечественном рынке труда наблюдаются позитивные тенденции, отметил первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобкович. Процесс сокращения чис­ла занятых замедлился, на од­ного безработного приходится по 2 вакансии. В среднем за 5 лет уровень безработицы составляет 1,2% экономически активного населения. К тому же появились гибкие и нестандарт­ные формы занятости, планируется ввести кратко­временные отпуска для отцов по уходу за ребенком, правда, за свой счет. Представитель Минтруда и соцзащиты призвал ученых уделить особое внимание разработке про­гнозов потребностей в кадрах, вопросам их подготовки и проблемам образования, а так­же прогнозному балансу трудовых ресурсов. Например, существует проект Евросоюза по занятости, профессиональному образованию и обучению в Беларуси. Но в республике до сих пор действует система квалификации, заложенная еще во времена СССР. Ее необходимо усовершенствовать, в т.ч. вводить систему независимой оценки, нужны и новые образовательные стандарты.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА