Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономим, но мало

На коллегии Комэнергоэффективности обсуждены насущные проблемы энергосбережения...
На коллегии Комэнергоэффективности обсуждены насущные проблемы энергосбережения

В 2004 г. энергоемкость отечественного ВВП, по предварительной оценке, снизилась на 8,3%, сообщил председатель Комитета Лев ДУБОВИК. Столь высокого показателя удалось добиться впервые. К примеру, за предыдущий год было обеспечено снижение только 5,3%.

Установленные в постановлении Совмина от 2004-06-15 г. №709  задания по энергосбережению выполнили все области и Минск, в котором  достигнут наилучший результат - 15,9% (при задании 13%). На Брестчине эти цифры составили соответственно 15,1 и 11%, на Гомельщине - 14,5 и 11%.

Из 30 министерств и ведомств, до которых доводятся  задания по энергосбережению, их выполнили 22. Наибольшее снижение - в Минпроме: 17,3% (при задании 12,7%), в концерне  "Белместпром" и комитете "Госвоенпром" - соответственно 18,1 и 35,9% (при заданиях 11 и 12%).

Обобщенные энергозатраты в республике (расход топлива и электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) составили 27387,2 тыс.тонн условного топлива (т у.т.). По сравнению с 2003 г. это больше на 576,6 тыс. т у.т., или на 2,2 % при темпах роста ВВП 111% и объемов производства промышленной продукции 115,6%.

Выполнение отраслевых программ энергосбережения позволило в 2004 г. сэкономить 988,5 тыс. т у.т. энергоресурсов - на 150 тыс. т у.т. больше по сравнению с 2003 г.

Все это вроде неплохо. Однако знакомство с европейскими показателями энергоемкости ВВП  (см.  диаграмму) свидетельствует о том, что работы у отечественных специалистов в этом направлении еще очень много.

Как отмечалось на коллегии, работа по программам  оправдала себя. Среди приоритетных направлений энергосбережения (всего  их  более  20) - внедрение новых энергосберегающих технологий (сэкономлено 258,2 тыс. т у.т.), повышение уровня использования вторичных энергоресурсов (42,9 тыс.), перевод котельных на использование местных видов топлива и горючих отходов производства (49,3 тыс.), установка приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии (53,6 тыс. т у.т.) и др.

Финансирование этой работы осуществляется в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, региональных и отраслевых программ. Его основными источниками остаются собственные средства предприятий, отраслевые инновационные фонды, средства инновационного фонда Минэнерго и бюджетные средства.

В 2004 г. на внедрение энергосберегающих мероприятий из отраслевых инновационных фондов было направлено 99233,4 млн. руб., что составило 87,6% от плана, предусмотренного постановлением правительства от 2002-12-27 г. № 1820. В полном объеме (120616 млн. руб.) использован иннофонд Минэнерго. Собственные средства организаций составили 332467 млн. руб. (88% от плана). Хуже обстоят дела с финансированием энергосберегающих мероприятий за счет кредитов банков (23,6% от плана) и привлеченных средств международных финансовых организаций (32%). Не полным оно было и со стороны бюджетов всех уровней. Так из предусмотренных постановлением Совмина № 1820 207,8 млрд. руб. из средств местных бюджетов фактически поступило только 75,5 млрд. руб. (36,3%).

Решением коллегии перед облисполкомами и Мингорисполкомом  поставлена задача скорректировать региональные программы по энергосбережению на 2005 г., что предусматривает выделение средств из местных бюджетов на финансирование энергосберегающих мероприятий и их распределение по конкретным видам работ и объектам региона с учетом недофинансирования в 2004 г.

В 2004 г. местного топлива, вторичных и нетрадиционных источников энергии, по предварительным данным,  использовано больше по сравнению с 2003 г. на 250 тыс. т у.т. при задании 300 тыс. т у.т.Существенно отстают в этом Минжилкомхоз и облисполкомы. По мнению участников коллегии, причины кроются в том, что не были решены некоторые вопросы заготовки древесной массы, не преодолены стереотипы в отношении к этому делу специалистов, занимающихся внедрением энергетического оборудования на местных видах топлива, в отсутствии законодательной базы, стимулирующей развитие данного направления. В связи со слабым техническим оснащением отрасли отмечена необходимость выделения в отдельное производство лесного машиностроения. Как считает председатель комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Анатолий Павлович, необходимо приступить к  разработке новых законопроектов в области энергетики, в том числе закона о возобновляемых источниках энергии и местных видах топлива.

Основные цели и задачи на 2005 г. - снизить энергоемкость ВВП по сравнению с 2004 г. на 5-6% и увеличить использование местных видов топлива, вторичных и нетрадиционных источников энергии на 300 тыс. т у.т. Утвержден комплексный план действий Комитета по выполнению основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития республики на 2005 г. Как показывают расчеты специалистов, вложение финансовых средств в энергосбережение в 2-3 раза, а в некоторых случаях и более, выгоднее, чем в энергетику, а потому работа в этом направлении будет поддержана.