$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ЭКОНОМИКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ХОЛОД©

27.05.2014

На Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин провозгласил новую программу стимулирования российской экономики. В ее основе — выделение государством масштабных финансовых вливаний в новые производства и технологическое перевооружение. Для этого правительство докапитализирует банки, ЦБ обеспечит финансирование инвестпроектов и создаст фонд поддержки промышленности. Предлагается ввести вычет из налогов на имущество и прибыль в размере капитальных затрат, а для устаревших фондов будет введена повышенная ставка налога на имущество. Кроме того, правительство РФ утвердит перечень товаров, которые государство должно закупать у производств на территории Таможенного союза.

Многие из предложенных В.Путиным мер очень похожи на те, которые не первый год проводятся в Беларуси. Господдержка, импортозамещение, попытки стимулировать инвестиции и инновации в условиях ручного управления хорошо знакомы белорусскому бизнесу и теперь пройдут апробацию на российской почве, где еще недавно пытались вырастить рыночную экономику западного образца.

Главная задача, провозглашенная президентом РФ, — вернуть национальным производителям собственный рынок. Для этого в ближайшее время будет определен перечень товаров, производители которых получат преференции на государственных тендерах. Объем госзаказов составляет у наших соседей около 12 трлн. RUB. Поскольку при вступлении в ВТО Россия не присоединилась к соглашению о госзакупках, то сможет использовать этот инструмент для поддержки экономики. В то же время действующее законодательство формально позволяет участвовать в российских тендерах белорусским предприятиям, а ст. 92 и приложение № 22 проекта договора о Евразийском экономическом союзе должна закрепить эти возможности — однако с некоторыми изъятиями. Впрочем, российские чиновники признают, что полностью отказаться от импорта не удастся. Так что импортозамещение коснется в основном тех товаров, которые российские производители смогут делать качественно и в достаточном количестве. По-видимому, речь пойдет о некоторых лекарствах, нефтехимической продукции, мебели, продукции легкой и пищевой промышленности. Неизбежно станет вопрос об уровне локализации. К тому же чтобы избежать роста цен и падения качества, в список желательно включать продукцию, которую производят хотя бы несколько компаний. Возможно, российским чиновникам понравится практика белорусской политики импортозамещения, а вот мнение потребителей может оказаться несколько иным. Проблема в том, что проще всего будет замещать товары, которые в РФ поставляются из нашей страны, что грозит отечественным производителям потерей рыночной доли.

В реализации новой путинской стратегии важное место занимает рост государственного финансирования. Модернизация предприятий и создание импортозамещающих производств потребуют выделения кредитов и субсидий, основным источников которых станет бюджет. Чтобы снизить ставки по кредитам, банки смогут привлечь дешевые ресурсы в Центробанке под инвестиционные проекты на три года. Однако при существующей системе резервирования банки не заинтересованы в получении таких денег, потому что им не хватит капитала. Выход видится в создании системы государственных гарантий и залога под нерыночные активы. Но это в свою очередь повышает риски как самих банков, так и их частных инвесторов. Брать эти риски на себя придется, скорее всего, государству и компенсировать для начала отток частных инвестиций докапитализацией банков за счет бюджета. Отсюда рукой подать до знаменитой белорусской схемы предоставления господдержки в обмен на увеличение доли государства в уставном фонде инвестанта. Пока у наших соседей об этом речь не идет, но все еще впереди. А потому можно надеяться, что декларация о единых принципах макроэкономической политики в проекте договора о Евразийском экономическом союзе будет воплощаться в жизнь весьма последовательно.

Кроме того, планируется создать в 2015 г. фонд промышленности с ресурсами в 30–50 млрд. RUB. В перспективе они будут увеличены за счет сокращения других расходов и средств, не распределенных по госпрограммам. Фонд будет финансировать модернизацию промпроизводства не более чем под 5% годовых путем выдачи кредитов или субсидирования кредитной ставки. Поскольку сумма для российских масштабов невелика, придется искать дополнительные источники. Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что важнее не сумма, а пример, который вдохновит бизнес вкладываться в развитие.

Потребность в масштабном технологическом перевооружении назрела в РФ давно. Но особых стимулов для этого в «экономике трубы» не было. Теперь провозглашается среднесрочная стратегия, ориентированная на локализацию современных технологий и развитие новых рынков сбыта, в частности, азиатских. При этом налоговые стимулы должны сделать привлекательным обновление основных фондов, а невыгодным — производство экологически грязной и несовременной продукции. Впрочем, для этого нужны новые технологии, которые могут прийти лишь с Запада. А потому участники форума надеялись услышать сигналы о смягчении противостояния, начатого с аннексией Крыма. Однако пока больше говорилось о бесполезности санкций, их болезненности для самих Европы и США, повороте на Восток и смене стратегических партнеров. Примером таких перемен должен служить «контракт века» — соглашение о поставках сибирского газа в Китай, рассчитанное на 30 лет. Заодно уже анонсирован переход на расчеты между РФ и КНР в национальных валютах и ряд других шагов, которые романтики уже приняли за генеральное наступление на доллар. Между тем, как передает РИА «Новости», министр энергетики РФ Александр Новак признал, что расчеты по контракту «Газпрома» и китайской CNPC на поставку российского газа в КНР будут осуществляться в долларах, а об оплате в рублях или юанях речь пока не идет.

В путинской стратегии не упомянуты ни меры по облегчению положения малого бизнеса, ни пути борьбы с инфляцией, которую могут усилить масштабные бюджетные вливания в экономику. Поэтому один из докладчиков Петербургского форума экономические предложения президента назвал эффектными, но, к сожалению, неэффективными. Окончательную оценку новому курсу поставит экономика, которая в России будет отныне подстраиваться под потребности политического противостояния с Западом.

Вадим ЛЕБЕДЕВ