$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Экономика и география

07.08.2009

Беларуси крайне важно определить наиболее эффективную внешнеэкономическую стратегию, которая позволит сохранить суверенитет и достойный уровень жизни граждан. Этот тезис можно назвать доминантным во время заседания Республиканского совета директоров, состоявшегося на этой неделе.

Россия, являвшаяся безоговорочным приоритетом во внешнеэкономической политике нашей страны с момента обретения ею независимости, постепенно утрачивает этот статус. Активное сотрудничество с нею все еще продолжается в рамках Союзного государства, которое по сей день имеет бюджет, двусторонние проекты. В Минске и Москве регулярно проводятся заседания союзного правительства. Однако движения вперед, как многие считают, уже нет.

«Я присутствовал на всех форумах, которые называются заседаниями Совета Министров Союзного государства, и где все время щеголяют цифрами: то у нас 200 несогласованных позиций в таможенной сфере, потом их становится 220, затем 180 — т. е. ни разу до конца перечень не был согласован, — рассказал генеральный директор межгосударственной финансово-промышленной группы «БелРусАвто» Олег Данилов. — Единого экономического пространства, к сожалению, как не было, так и нет».

Нынешнее удаление друг от друга в экономической сфере партнеров по Союзному государству вряд ли можно назвать случайным. Об этом свидетельствует и судьба проекта дизельного автомобилестроения, призванного стать примером для экономической интеграции Беларуси и России в других сферах. Вначале так и было, отметил О.Данилов, стоявший у истоков идеи создания конкурентоспособного союзного автомобиля. По его словам, первую такую программу в 1998-2002 гг., удалось вполне успешно воплотить в жизнь. Был достигнут стандарт EВРO-2. А затем начались пробуксовки — на подготовку второй программы ушло целых три года.

По мнению гендиректора «БелРусАвто», Беларусь и Россия не смогли сформировать эффективного механизма сотрудничества, утонув в согласованиях. Более того, сегодня позиции сторон продолжают расходиться. По словам О.Данилова, белорусские и российские директора перессорились из-за рынков сбыта, что крайне осложняет перспективы дальнейшего сотрудничества. Между тем, чтобы не отстать от мирового прогресса, требуется немедленно восстановить старые связи и работать над автомобилем 2020 г. В противном случае, как считает руководитель «БелРусАвто», к тому времени у нынешних партнеров в этой сфере не останется ничего общего.

Трудно сказать, удастся ли затормозить белорусско-российскую дезинтеграцию, которая, следует признать, оборачивается для нашей страны ощутимыми экономическими потерями. Впрочем, в последние годы Беларуси удалось существенно компенсировать «восточные» потери приобретениями на западном направлении. За это время в нашей стране сформировалась часть хозяйственной элиты, которая ратует за активное развитие экономического сотрудничества с Евросоюзом.

В поддержку «западников» выступил на заседании РСД член президиума НАН Беларуси Владимир Лабунов, бывший посол нашей страны в государствах Бенилюкса, представлявший ее также в ЕС и НАТО. По его словам, прогрессу на европейском направлении будет способствовать программа Восточного партнерства, однако при условии, что белорусы станут активно продвигать свои интересы, а не сидеть, сложа руки. «Нужно обязательно настоять, чтобы в рамках этого партнерства были научно-технические программы, где бы Европа выделяла средства для совместных проектов», — заявил академик. По его мнению, финансовые средства ЕС должны направляться именно на эти цели.

Впрочем, только Евросоюзом и Россией ограничивать свою внешнеэкономическую деятельность Беларуси также не стоит, полагают участники заседании РСД. В мире немало других регионов, развитие торгового и инвестиционного сотрудничества с которыми может быть выгодно для нашей страны. Примером тому может служить диверсификация экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Михаил Савельев, еще недавно практически вся она поставлялась в Россию. Противодействие со стороны местных конкурентов, которое вылилось в «мясные» и «молочные» конфликты, заставило белорусских аграриев искать иные рынки сбыта. «В итоге значительно увеличился объем поставок сельскохозяйственной продукции в страны СНГ», — проинформировал замминистра.

Сейчас Минсельхозпрод активно ищет каналы экспорта отечественного продовольствия в государства дальнего зарубежья. По словам М.Савельева, новая политика, кроме расширения географии поставок, предусматривает создание с иностранными партнерами совместных предприятий. Это, как предполагается, позволит эффективнее осваивать новые рынки.

Михал СТЕЛЬМАК