$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Экономика Беларуси в первом полугодии

14.09.2007

Несмотря на «непредвиденные» проблемы в отношениях с основным торговым партнером — Российской Федерацией — экономика Беларуси по большинству основных параметров функционировала в пределах утвержденного прогноза. Ниже запланированных оказались лишь темпы роста продукции сельского хозяйства, производства потребительских товаров продовольственной группы, рентабельность в промышленности, да непомерно возрос импорт товаров, размеры которого становятся угрожающими для валютно-денежной системы.

Угрожающее сальдо

Если по продукции сельского хозяйства и потребительским товарам есть предпосылки выполнения задания, то проблема импорта и, как следствие, внешнеторгового сальдо усугубляется. Отрицательное внешнеторговое сальдо возросло до 1070 млн.USD. При такой динамике к концу года оно может составить более 2 млрд.USD. А это уже серьезная угроза стабильности валютно-денежной системы, курсу белорусского рубля со всеми вытекающими отсюда последствиями — как положительными, так и отрицательными. Например, девальвация рубля способствовала бы повышению рентабельности экспорта и снижению эффективности импорта. Тем самым решалась бы задача внешнеторгового сальдо, причем экономическими методами. К числу негативных последствий можно отнести снижение покупательной способности рубля, т. е. повышение инфляции и снижение реальных доходов населения. Хотя для решения этих проблем тоже имеются свои механизмы.

Впрочем, имеет право на существование и другая точка зрения: отрицательное внешнеторговое сальдо, которое за первое полугодие по товарам составило 14,3% от объема импорта (т. е. недостаток валюты), можно компенсировать внешними кредитами и продажей имущества (типа «Белтрансгаз», «Velcom» и т. д.). Это действительно возможно в краткосрочном (год-два) периоде. Но рассчитывать на эти источники в более длительной перспективе невозможно. Кредиты надо погашать, да и доходное имущество когда-нибудь закончится. Поэтому рано или поздно придется создавать экономические механизмы сдерживания импорта и стимулирования экспорта. Одними директивными заданиями подобные проблемы вряд ли можно решать.

Конечно, создание такого механизма — дело непростое. Надо отказаться от некоторых стереотипов и пересмотреть определенные положения макроэкономической политики. Например, в области курса белорусского рубля. На протяжении нескольких лет Национальный банк «укрепляет» его. Дешевый доллар только стимулирует рост импорта.

Следует упомянуть и о таком компоненте экономической политики, как ценообразование, вернее, административное регулирование цен. Выбранный вариант — разрешить предприятиям повышать цены на 0,5% в месяц — не только не имеет ничего общего с правом собственности на продукцию как результат труда, но и экономически не обоснован в связи с ростом тарифов на энергоносители и ведет к банкротству многих предприятий. Зачастую результат действия такого «механизма» противоположен ожидаемому. Так, многие предприятия вынуждены сворачивать производство своей продукции, поскольку из-за повышения стоимости энергоносителей и процедуры согласований цены она становится убыточной. И вместо белорусских товаров на рынок республики поступают украинские, российские и другие, но уже вдвое-втрое дороже. Таким образом, не достигается ни одна из декларируемых целей: сдерживание инфляции и ограничение импорта. Такое «регулирование» только мешает белорусской экономике.

Зарплата, инвестиции, ВВП: тенденции и обстоятельства

Обращает на себя внимание продолжающаяся тенденция опережающих (практически вдвое) темпов роста реальных денежных доходов, т. е. потребления (за полугодие 117,1%) над ростом производительности общественного труда (108%). Причем это происходит на фоне опережающих темпов и по инвестициям в основной капитал. Наши расчеты показывают, что в первом полугодии прирост ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 3356,6 млрд.Br, а реальные денежные доходы (скорректированные на индекс роста потребительских цен) в текущих ценах выросли на 3978,4 млрд., в т.ч. оплата труда — на 1647,5 млрд.Br, или на 621,8 млрд. больше, чем прирост всего ВВП.

Прирост инвестиций в основной капитал составил 1677,3 млрд.Br, в т.ч. за счет собственных средств населения — всего 166 млрд.Br. Иностранные источники финансирования (без кредитов иностранных банков) составили лишь 57,6 млрд.Br, что на 24,4% меньше, чем в первом полугодии 2006 г., т. е. прироста вообще нет. На 672,4 млрд., или на 47,7%, увеличились инвестиции за счет кредитов банков.

Приведенные данные по приростам ВВП, денежных доходов и инвестиций свидетельствуют или о наличии огромных неучтенных ресурсов экономики, или о «нестыковке» основных отчетных параметров.

Следует отметить и такую особенность. Рост ВВП впервые превысил рост промышленного производства. В результате доля добавленной стоимости промышленности в ВВП снизилась с 30,6% в I половине 2006 г. до 28,1% в текущем году. Такие структурные изменения можно считать положительными. Наибольшая выработка на одного занятого приходится на сферу услуг. Поэтому важно добиться ее устойчивого опережающего развития. Для этого необходимо стимулировать развитие сферы, а не облагать ее дополнительными налогами, хотя и местными.

Положительные структурные сдвиги в ВВП вряд ли можно расценивать как следствие экономической политики. Скорее, это результат обстоятельств. Так, в первом полугодии снизились объемы производства в электроэнергетике, пищевой и топливной промышленности. Причины этого соответственно — мягкая зима, проблемы в торговых отношениях с Россией, тарифы и пошлины на нефть. Зато опережающий рост достигнут в энергоемких отраслях: химической и нефтехимической промышленности (118%), промышленности строительных материалов (114,9%), машиностроении (112,6%). Думается, что с такими приоритетами реализовать требования Директивы № 3 по снижению энергоемкости ВВП в 2 раза будет практически невозможно.

Деньги предприятий: + 0,5%

Состояние и перспективы развития экономики определяют прежде всего ее финансовые результаты. Динамика баланса основных текущих финансовых активов и пассивов приведена в таблице 2. Увы, в очередной раз можно констатировать, что в первом полугодии существенных положительных сдвигов не произошло. Более того, отрицательное сальдо активов и пассивов по сравнению с июлем 2006 г. увеличилось на 46,8%. Опережающими темпами росла задолженность по кредитам коммерческих банков (+ 58,5%). Несколько замедлились темпы роста кредиторской задолженности между субъектами хозяйствования (по сравнению с июлем 2006 г. — 122,9% и за период с начала года — 112,7%), но сам размер кредиторской задолженности превысил дебиторскую на 6,1 трлн.Br и стремительно приближается к объему ВВП (на 1 июля задолженность составила 69% к шестимесячному объему ВВП).

По разделу «активы» опережающими темпами росли дебиторская задолженность (130,3% к соответствующему периоду 2006-го и 124,6% к началу 2007 г.) и остатки готовой продукции на складах предприятий. Последние по сравнению с началом года выросли на 34,4%, или на 873,7 млрд.Br. На 1 июля т.г. в целом по промышленности они составили 60,7% к среднемесячному объему производства продукции, в т.ч. по предприятиям легкой промышленности — 155,4%, машиностроения — 97,1%, лесной и деревообрабатывающей промышленности — 75,2%.

Понятно, что продукция на складе — это замороженные оборотные средства, которых у предприятий недостаточно. Пополняются они за счет банковских кредитов, стоимость которых достаточно высока — около 10% годовых. И все они ложатся на себестоимость, что снижает конкурентоспособность продукции. Может быть, стоило бы производить только то, что реально можем продать?

Как бы ни уверяли правительственные аналитики, что рост тарифов на энергоносители не повлиял на белорусскую экономику, однако от цифры не спрячешься. При указанных темпах роста объемных показателей денежные средства на счетах предприятий увеличились за полугодие лишь на 0,5%. Конечно, на это повлияли не только тарифы, но и отмеченные выше расходы на оплату труда (увеличились на 19,9%), а также рост доходов консолидированного бюджета, составивший 25,6%, или 51,7% от объема ВВП. Причем профицит (превышение доходов над расходами) оказался равным 4,3% от ВВП, или 1,7 трлн.Br. Получается, что в бюджете избыток ресурсов, а у предпринимателей — нищета. В этих условиях обещания правительственных органов снизить налоговую нагрузку в 2008 г. на 0,1% можно воспринять только как насмешку. Если мы действительно намерены обеспечить инновационное развитие экономики, необходимо последовательно снижать уровень изъятий не менее чем на 2% ежегодно, доведя их до примерно 30%. И такие возможности есть. Просто следует принять за правило, что деньги должны оставаться у тех, кто их зарабатывает, а не у тех, кто перераспределяет. Это к тому, что среднемесячная заработная плата в органах управления в 2006 г. была на 30% выше, чем в промышленности и составила 889,4 тыс.Br. В сельском же хозяйстве она не дотянула и до половины от управленческой — всего 364,3 тыс.

Аналитическая группа БСПН им. Кунявского
 
* Таблицы только в печатной версии "Экономической газеты".

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях