$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ ©

28.12.2012

Для хозяйственных судов Беларуси 2013 г. станет Годом системной организации деятельности. Такое решение принято по итогам расширенного заседания Пленума ВХС, прошедшего 21 декабря.

Подводя итоги работы в уходящем году, председатель ВХС Виктор Каменков отметил, что количество обращений в хозяйственные суды по сравнению с 2011 г. уменьшилось почти на 11 тысяч. Сохранилась и тенденция изменения в структуре обращений. Так, еще на 5% выросло число обращений в порядке приказного производства — их доля достигла 63% от общего количества. Но потенциал этого института еще далеко не исчерпан. В проект закона, который предполагается внести в парламент до конца года, включены положения, уточняющие сферу его применения и случаи обжалования судебных постановлений. Количество дел, разрешаемых в исковом производстве, уменьшилось на 40%, а в целом они составляют 1/4 дел, рассмотренных хозяйственным судом по первой инстанции. Как и в 2011 г., каждое третье из них завершилось урегулированием спора в примирительной процедуре (37% разрешенных споров). Число обращений о возбуждении дел об экономической несостоятельности (банкротстве) уменьшилось на 1,5%. Отмечено сокращение возвратов и рост количества таких дел, принятых к рассмотрению, на 6%. Среднемесячная нагрузка на судью сократилась до 82 дел (в 2011 г. — 90, а в 2010-м — 98). В текущем году стадию апелляционного рассмотрения прошло 8,8% дел (в 2011 г. — 6%), кассационного рассмотрения — 4,3% дел (в 2011 г. — 2,5%), пересмотра в порядке надзора, как и в 2011-м, — 1% дел. Соотношение числа отмененных (измененных) судебных постановлений к числу рассмотренных жалоб в апелляционной инстанции по сравнению с 2011 г. сократилось на 0,6%, в кассационной инстанции увеличилось на 0,3%. Количество постановлений апелляционной инстанции, отмененных (измененных) в кассационном порядке, возросло на 7% (в 2012 г. — 79 дел против 68 в 2011-м). Количество дел, направленных кассационной инстанцией на новое рассмотрение, составило 64% от всех отмен (на 5% выше, чем в 2011-м). Общее количество отмен (изменения) судебных постановлений всеми судебными инстанциями сократилось на 3%, до 284. В структуре дел, по которым не была обеспечена стабильность судебных постановлений, значительное количество споров по договорам строительного подряда, аренды (лизинга), об оспаривании сделок, по учредительству коммерческих организаций.

В 2012 г. в хозяйственные суды поступило материалов об административных правонарушениях на 4% больше, чем в 2011-м, зато количество отмененных постановлений по таким делам сократилось на 54%: с 72 до 39.

В то же время количество исполненных производств сократилось незначительно, их число по сравнению с возбуждением превышено на 10%, а остатки во всех хозяйственных судах снизились более чем на 15%. С 63 до 68% возрос показатель реального исполнения, а количество исполненных производств, возвращенных с актом о невозможности взыскания сократилось на 2,6%. При этом за 11 месяцев т.г. взыскано денежных средств на 49% больше, чем в январе-ноябре 2011 г. Всего на исполнении находилось исполнительных документов на сумму 5,5 трлн. Br.

Примирительная процедура и медиация стали брендом белорусского экономического правосудия. Первая применяется у нас в стране уже 4 года. В частности, 63% споров, связанных с договорами строительного подряда, переданных в примирение, завершились заключением соглашения. Еще одна особенность уходящего года — содействие хозяйственных судов процессу организации третейских судов, формированию их кадрового резерва.

Стабильную работу по всем направлениям деятельности обеспечили только хозяйственные суды Гомельской и Гродненской областей.

Как заявил В.Каменков, приоритетными направлениями для отечественных хозяйственных судов останутся доступность, оперативность, эффективность и качество экономического правосудия, повышение авторитета судебной власти, предупреждение правонарушений, обеспечение оптимальных условий для работы. При этом важна системная организация работы, которая, как отметил глава ВХС, включает анализ, выявление достижений и просчетов, оценку причин и условий, им способствовавших, работу над ошибками, определение мер по устранению недостатков, контроль принятых решений, разработку системы мотиваций. При этом все участники процесса должны быть заинтересованы в результате — не для отчета, а для пользы дела.

Немаловажную роль для эффективности работы судов имеют изменения законодательства. Так, с 25.01.2013 г. вступает в силу Закон от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Это ставит задачу по проведению мероприятий по его популяризации, сбору информации о проблемах и мониторингу практики его применения. Новое поле деятельности откроет принятие в 2013 г. Закона «О медиации». В связи с совершенствованием законодательства о лицензировании должна расшириться компетенция хозяйственных судов: им планируется полностью передать полномочия на принятие решений о прекращении действия лицензий.

Международное сотрудничество Беларуси налагает определенные обязательства и на хозяйственные суды, в частности, в сфере правоприменения договорной базы таких образований. Так, необходимо обеспечить единые подходы к оценке и применению судами стран — участниц Таможенного союза норм Таможенного кодекса к решениям суда ЕврАзЭС. Нужно изучить последствия вступления России в ВТО для целей оценки возможного влияния на правоприменительную практику в республике. Мы должны быть в курсе законодательства и правоприменительной практики соседних стран, чтобы не отставать от партнеров по интеграции.

Татьяна АБРАМОВИЧ