Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Международные отношения
30.07.2002 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономический приоритет внешней политики

Одним из главных событий прошлой недели в экономической жизни страны стало совместное заседание коллегий министерств иностранных дел, экономики и торговли с участием Президента Александра Лукашенко...

Одним из главных событий прошлой недели в экономической жизни страны стало совместное заседание коллегий министерств иностранных дел, экономики и торговли с участием Президента Александра Лукашенко. Оно было посвящено обеспечению эффективной внешнеэкономической деятельности государства и вылилось в обсуждение многочисленных проблем стиля и результативности этой работы. С вопроса об основных аспектах совещания началась беседа обозревателя "НЭГ" Светланы ПОЛЯКОВОЙ с заместителем министра иностранных дел Республики Беларусь Александром МИХНЕВИЧЕМ.

-- На заседании коллегий со столь широким представительством обсуждены проблемы координации деятельности министерств и дипломатов, от которой зависит повышение объемов экспорта белорусской продукции. Дело в том, что на этом направлении экономики в последнее время накопились определенные проблемы. Обозначились отрицательные тенденции в экономическом взаимодействии с нашим основным торговым партнером -- Россией. Падение уровня экспорта в Украину вообще достигло 55%. Оставляет желать лучшего взаимный товарооборот с ближайшими и дальними соседями -- некоторыми европейскими государствами, странами Азии, Африки, Латинской Америки. Далеко не все гладко на пути Беларуси в ВТО.

Не могли участники совещания не обменяться мнениями и по поводу предстоящего акционирования ряда белорусских предприятий, и относительно защиты отечественных товаропроизводителей. В критическом ключе говорилось о развитии свободных экономических зон, которые пока недостаточно используют свой экспортный потенциал.

По всем этим и другим вопросам выступил Президент страны. Он подчеркнул, что только умелая внешняя экономическая политика является основой благополучия нашего государства и граждан, укрепления международного авторитета Беларуси. И ответственность за то, что, хотя наш экспорт растет в физических объемах, а в ценовом выражении темпы этого роста не соответствуют прогнозным показателям, несут не только производители продукции, но и министерства торговли и экономики вкупе с министерством иностранных дел. Из этой задачи, например, вытекает необходимость укрепления кадров, представляющих интересы Беларуси как в структурах СНГ, так и за рубежом.

-- Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, каковы сегодня результаты внешнеэкономической деятельности Беларуси по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

-- Внешнеторговый оборот вырос на 1,2% и составил 6287,2 млн. USD. На долю СНГ приходится 61,2% от общего товарооборота республики, прочих стран -- 38,8%. Стоимостный же объем внешней торговли со странами Содружества сократился на 5,8%, с государствами вне СНГ -- увеличился на 14,5%. Эта статистика вызвала озабоченность участников заседания коллегий и главы государства.

Если говорить об экспорте, то, несмотря на то что в фактических ценах вывоз товаров возрос, в страны Содружества он сократился на 10,3%, в том числе в Россию -- на 4,8%. Зато в другие зарубежные страны экспорт увеличился на 18,3%.

Наиболее весомый прирост экспорта в обозреваемом периоде обеспечен благодаря нефтепродуктам, холодильникам и морозильникам, тракторам, частям и оборудованию для транспортных средств, обоям, обуви из кожи, шкурам крупного рогатого скота, пруткам из углеродистой стали. Снизилась в глазах покупателей, к сожалению, привлекательность грузовых автомобилей (их поставлено на 43,5 млн.USD меньше!), сахара, машин для уборки сельхозкультур, свинины, шин для транспортных средств -- перечисляю соответственно величине потерь.

Общий объем импорта в нашу страну вырос на 1,2% и составил в целом 3218,3 млн. USD. На 2,1% стали меньше ввозить товаров из СНГ, в том числе на 2,2% -- из России. На 9,4% вырос ввоз в РБ из других ближних и дальних зарубежных стран.

Таким образом, налицо отрицательное сальдо внешней торговли -- 149,4 млн. USD, хотя оно почти не изменилось с аналогичным периодом прошлого года. Со странами Содружества оно выражается в цифре 572,5 млн. USD, в том числе с Россией -- 562,5 млн. USD. Как видите, ситуация ухудшилась в основном из-за сузившегося для нас российского рынка. Чего не скажешь о всем остальном зарубежье. Здесь сальдо положительное. Увеличившись на 135,3 млн.(!) USD, оно реализовалось в сумму 423,1 млн. USD. В целом же с учетом значительного положительного сальдо в торговле услугами, экспорт которых возрос на 13%, мы прогнозируем, что сальдо платежного баланса будет положительным.

-- Конечно, слабая конкурентоспособность наших товаров -- родовое пятно отечественного экспорта. И откуда быть конкурентности при 70% изношенности основных фондов?! Круг замыкает инвестиционный голод. Но об этом чуть позже. А пока скажите, пожалуйста, что мешает белорусскому экспорту еще до пересечения товаром границы? Я имею в виду активность субъектов хозяйствования в поиске зарубежного покупателя, чиновничьи рогатки в лицензировании внешнеэкономической деятельности, получении квот и пр...

-- Вы задали очень правильный вопрос об активности субъектов хозяйствования в поиске зарубежного покупателя. Действительно, это важнейшая задача самого производителя, и существует множество форм ее решения, которые можно объединить в целый комплекс информационно-маркетинговой деятельности предприятий. Это использование информационных ресурсов и в печатном, и в электронном виде, рекламная деятельность, участие в международных выставках, тендерах и конкурсных торгах. Сейчас со всем этим дело обстоит весьма неэффективно. Наши загранучреждения жалуются на отсутствие качественных рекламных проспектов на иностранных языках о продукции предприятий, ищущих зарубежного партнера. В лучшем случае присылаемые дипломатам коммерческие предложения оформляются в виде письменных запросов с голым перечнем выпускаемых товаров. Как правило, иностранцы не воспринимают такие безликие деловые предложения. МИД ежегодно готовит ряд буклетов об экономическом потенциале республики, но этого недостаточно.

Назрела необходимость создания бесплатного сайта в сети Интернет, где можно было бы почерпнуть сведения об отечественных товаропроизводителях, их товарах, услугах, а также -- о конъюнктуре зарубежных рынков и условиях торговли на них. Последняя ведь является главным регулятором цен. Зная цены, предприятия будут заинтересованы в изменении структуры себестоимости своей продукции, чтобы получить шанс продвинуть ее за рубеж.

Пока же действующие нормативы расходования средств на рекламу, маркетинговые и информационные услуги слишком скупы, чтобы предприятия могли эффективно вести эту необходимую работу. МИД уже неоднократно предлагал пересмотреть эти нормативы. Увы, довести это до подготовки решения правительства пока не удается.

Что касается другой части вашего вопроса, то с принятием постановления Совмина от 8.04.2002г. N 440 "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров" перечень товаров, которые раньше подлежали лицензированию, сократился на 39%. Сняты также ограничения на регистрацию многих контрактов. Унифицированы с российскими и во многом упрощены меры нетарифного регулирования внешней торговли. Это касается перечня товаров, в котором телевизоры, холодильники, безалкогольные напитки, телефоны, бытовые счетчики газа, тракторы, белый сахар, антиквариат возрастом свыше 100 лет, мясо, пищевые продукты из мяса, молока, яйца, муку, крупы, кондитерские изделия и многое другое. Словом, понемногу ограничения исчезают.

-- Поговорим об инвестициях в нашу экономику. По Национальной программе их привлечения, рассчитанной до 2010 года, прогнозируемый объем должен составить 39 млрд. USD (кое-где фигурировала даже цифра 13 млрд. USD, что выглядело реальней). Но где взять такие средства? Уж на что лоялен к нам Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), на долю которого в Беларуси приходится почти треть прямых инвестиций, и тот не приступает к сколько-нибудь крупному проекту из-за сбоев а работе рыночных механизмов нашей экономики.

-- Источники получения средств на реализацию Программы различны. Они включают международные финансовые организации, инвестиционные фонды, товарные кредиты от ряда государств, расширение межбанковских связей и др. Уже сегодня задействованы почти 20 источников подобного рода. Но, конечно, мы должны быть далеки от благодушия. И об этом говорил Президент на заседании коллегий, приведя цифру крайне низкой реализации инвестиционных проектов.

Чтобы задействовать все ресурсы, нужно осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование налогового и таможенного законодательства, денежно-кредитной политики и валютного регулирования, законодательства в области инвестиционной деятельности, которое бы защитило в случае необходимости права инвесторов. Следует, безусловно, активизировать процессы по разгосударствлению и приватизации предприятий.

Не могу, однако, согласиться с вашей трактовкой наших отношений с ЕБРР. Он входит в пятерку основных кредиторов республики. С его участием действительно осуществлено несколько крупных проектов на общую сумму 124,5 млн. USD. Сегодня банк финансирует проект поддержки малого и среднего бизнеса (43 субпроекта на общую сумму 34,4 млн. USD). Мы понимаем, что используем далеко не все возможности по сотрудничеству с ЕБРР из-за его ограничений по финансированию проектов государственного сектора. Новая стратегия операций банка в Беларуси на ближайшие 1,5--2 года, принятая Советом директоров Банка в апреле с.г., предусматривает три возможных сценария развития сотрудничества в зависимости от выполнения республикой ряда условий: базовый, активный и регулярный. Так что ЕБРР занимает хоть и жесткую, но активную и конструктивную позицию.

-- Необходимость доступа Беларуси к мировому финансовому рынку должно ориентировать правительство на использование всех возможностей в отношениях с международными финансовыми организациями, чтобы заинтересовать их в сотрудничестве. Есть ли перспективы в реализации программ большого, среднего и малого бизнеса совместно со Всемирным банком, МФК и др.? Кстати, правда ли, что последняя уходит из Беларуси? Если -- да, то почему?

-- Во многом цели и задачи крупнейших финансовых институтов совпадают с нашими -- содействие устойчивому экономическому развитию, сокращение бедности, рост производства, осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики и т.д. Правительство использует рекомендации экспертов МВФ и Всемирного банка. В декабре 2000 года оно утвердило Комплексный план первоочередных мероприятий в работе с МФО. С участием их представителей создан Консультативный совет по иностранным инвестициям. В прошлом году экономическая политика осуществлялась с учетом рекомендаций Программы мониторинга МВФ по Беларуси. Это привело, как вы помните, к обеспечению единого курса белорусского рубля, ужесточению денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, большей степени либерализации в сфере валютного регулирования и ценообразования, внешней торговли, ускорению процесса приватизации.

Однако оценка результатов Программы со стороны ведущих стран-кредиторов, прозвучавшая в январе т.г. на Совете исполнительных директоров МВФ, оказалась неоднозначной. Сейчас рассматривается возможность реализации новой Программы мониторинга МВФ (ПМФ-2) с последующим возобновлением кредитования по программе "стэнд-бай". Вообще, процесс диалога с бреттон-вудскими институтами не всегда складывается так, как хотелось бы. Но, тем не менее, постоянно ищутся пути решения возникающих проблем.

После длительного перерыва Всемирным банком открыто кредитное финансирование для нашей страны, что говорит о положительной оценке Банком ее шагов в области рыночных реформ. На Совете исполнительных директоров Банка 14 марта этого года принята Стратегия нашего сотрудничества на 2002--2004 годы.

Подписано кредитное соглашение о предоставлении Беларуси Международным банком реконструкции и развития (МБРР) займа для реализации Проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере на сумму 22,6 млн. USD.

Теперь о том, что касается Международной финансовой корпорации. В настоящее время она ведет активный диалог с государствами-донорами по поддержке ее программ в Беларуси, направленных на развитие частного бизнеса в сельской местности. Результаты этой работы будут известны ориентировочно в августе-сентябре 2002 года. Таким образом, мы полагаем, что МФК, глава представительства которого господин Дагенхарт активно сотрудничает в Консультативном совете по иностранным инвестициям Совета министров (за что хотелось бы выразить ему мою благодарность!), продолжит свою работу в Беларуси.

-- В Беларуси весьма высокий процент предприятий с долей иностранного капитала (СП и ИП). Тем не менее мы говорим о недостатке зарубежных инвестиций. Получается, что наши партнеры, даже хозяйствуя в Беларуси, не хотят вкладывать деньги в ее экономику, ограничиваясь в бизнесе малыми проектами. Россия, например, имея больше всех зарегистрированных СП и ИП (338) по количеству инвестиций среди десяти стран-инвесторов занимает лишь 8-е место! Прокомментируйте, пожалуйста, это противоречие.

-- Для начала немного статистики МИДа. На 1 января текущего года в Беларуси зарегистрированы 3420 предприятий с иностранным капиталом (1746 СП и 1674 ИП) с объявленным уставным фондом 805,8 млн. USD. 62% этой суммы (501,6 млн. USD) приходится на иностранных инвесторов. Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на начало года являются: Россия (338, или 16,2% от общего числа работающих СП и ИП), Польша (331, или 15,9%), Германия (324, или 15,6%), США (314, или 15,1%), Литва (171, или 8,2%), Великобритания (102, или 4,9%), Кипр (98, или 4,7%), Чехия (95, или 4,6%), Латвия (95, или 4,6%), Италия (80, или 3,8%).

Но показатель сформированного уставного капитала является лишь условием регистрации предприятия и не характеризует объемные показатели его деятельности. Россия является одним из основных инвесторов и кредиторов Республики Беларусь. С 1991 года общая сумма ее кредитов превысила 730 млн. USD. С ее участием на территории Беларуси строится газопровод "Ямал -- Западная Европа" с совокупным объемом прямых иностранных инвестиций USD 1млрд. 2/3 этого количества поступило в нашу республику.

Все это надо учитывать, говоря об эффекте помощи России. Найти "противоречия", о которых вы говорите, предоставим специалистам и читателям газеты. Россия прошла долгий и тяжелый путь преобразований в экономике, имеет относительно высокий инвестиционный рейтинг, развитую банковскую и инвестиционную инфраструктуру, совершенствует законодательство. Можно гипотетически предположить, что улучшение привлекательности России для Запада (сегодня она уже имеет статус страны с рыночной экономикой) благоприятно отразится на улучшении экономической ситуации в Беларуси.

На заседании коллегии, кстати, много говорилось о вступлении в перспективе Беларуси во Всемирную торговую организацию. Президент также подчеркнул важность полного взаимодействия и координации курса в этом вопросе с Россией, чтобы "исключить ситуацию, при которой одна часть единого таможенного пространства (Россия) окажется в ВТО, а другая (Беларусь) вне этой организации."

-- Недавно в программе Владимира Познера "Времена" (ОРТ) присутствующий в разговоре американский эксперт по внешнеэкономической деятельности США на вопрос ведущего, почему в Китай инвестиции текут рекой, а в более демократическую Россию -- слабеньким ручейком, прозвучал неожиданный ответ. Инвестиции из Америки, оказывается, на 90% -- китайские, то есть в качестве спонсоров китайской экономики выступают богатые эмигранты-китайцы. Есть ли такие, с толстой сумой, среди белорусской диаспоры в Америке (кстати, какова она?), или в Австралии, например? Контактируют ли с ними наши послы и консулы? Каков результат?

-- Работа с белорусской диаспорой -- один из ключевых моментов в деятельности посольств Беларуси за рубежом. По различным неофициальным оценкам выходцев из Беларуси в США насчитывается от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Абсолютное большинство их растворилось в общем потоке иммигрантов и американизировалось. Дети и внуки представителей даже послевоенной волны эмиграции отождествляют себя с Беларусью чисто исторически, плохо или совсем не владеют белорусским языком, не проявляют большого интереса к своей исторической родине.

Белорусская диаспора в США, по сравнению с китайской, даже российской и украинской, к сожалению, не является весомой политической силой, не имеет влиятельного лобби ни в административных, ни в деловых кругах. Поэтому говорить о направленной и существенной помощи и инвестициях с этой стороны не приходится.

Но доля американских инвестиций в нашу экономику в общем объеме иностранных вложений наиболее значима -- 71 млн. USD или 19,2%. Зачастую иностранные и совместные предприятия создаются выходцами из Беларуси.

Помимо прямых инвестиций (есть и такие случаи) представители белорусской диаспоры охотно участвуют в продвижении белорусского экспорта в США, помогая создавать товаропроводящую сеть ("Суралеб", "Токмаджан", АБИЭ и др.). Наконец, в индивидуальном порядке многие члены белорусской диаспоры оказывают адресную гуманитарную помощь бывшим соотечественникам медикаментами, одеждой, игрушками для больниц и детских домов. Как отметил Президет на заседании коллегий, создались определенные предпосылки для более тесных экономических взаимоотношений с США.

Но показатель сформированного уставного капитала является лишь условием регистрации предприятия и не характеризует объемные показатели его деятельности. Россия является одним из основных инвесторов и кредиторов Республики Беларусь. С 1991 года общая сумма ее кредитов превысила 730 млн. USD. С ее участием на территории Беларуси строится газопровод "Ямал -- Западная Европа" с совокупным объемом прямых иностранных инвестиций 1 млрд. USD. 2/3 этой суммы поступило в нашу республику.

Все это надо учитывать, говоря о сотрудничестве с Россией. Найти "противоречия", о которых вы говорите, предоставим специалистам и читателям газеты. Россия прошла долгий и тяжелый путь преобразований в экономике, имеет относительно высокий инвестиционный рейтинг, развитую банковскую и инвестиционную инфраструктуру, совершенствует законодательство. Можно гипотетически предположить, что улучшение привлекательности России для Запада (сегодня она уже имеет статус страны с рыночной экономикой) благоприятно отразится на улучшении экономической ситуации в Беларуси.

На заседании коллегии, кстати, много говорилось о вступлении в перспективе Беларуси во Всемирную торговую организацию. Президент также подчеркнул важность полного взаимодействия и координации курса в этом вопросе с Россией, чтобы "исключить ситуацию, при которой одна часть единого таможенного пространства (Россия) окажется в ВТО, а другая (Беларусь) вне этой организации".

-- Недавно в программе Владимира Познера "Времена" (ОРТ) присутствующий в разговоре американский эксперт по внешнеэкономической деятельности США на вопрос ведущего: "почему в Китай инвестиции текут рекой, а в более демократическую Россию -- слабеньким ручейком?" прозвучал неожиданный ответ. Инвестиции из Америки, оказывается, на 90% -- китайские, то есть в качестве спонсоров китайской экономики выступают богатые эмигранты-китайцы. Есть ли такие, с толстой сумой, среди белорусской диаспоры в Америке (кстати, какова она?) или в Австралии, например? Контактируют ли с ними наши послы и консулы? Каков результат?

-- Работа с белорусской диаспорой -- один из ключевых моментов в деятельности посольств и консульств Беларуси за рубежом. По различным неофициальным оценкам выходцев из Беларуси в США насчитывается от 500 тыс. до 1 млн. человек. Абсолютное большинство их растворилось в общем потоке иммигрантов и американизировалось. Дети и внуки представителей даже послевоенной волны эмиграции отождествляют себя с Беларусью чисто исторически, плохо или совсем не владеют белорусским языком, не проявляют большого интереса к своей исторической родине.

Белорусская диаспора в США по сравнению с китайской, даже российской и украинской, к сожалению, не является весомой политической силой, не имеет влиятельного лобби ни в административных, ни в деловых кругах. Поэтому говорить о направленной и существенной помощи и инвестициях с этой стороны не приходится.

Но доля американских инвестиций в нашу экономику в общем объеме иностранных вложений наиболее значима -- 71 млн. USD, или 19,2%. Зачастую иностранные и совместные предприятия создаются выходцами из Беларуси.

Помимо прямых инвестиций (есть и такие случаи) представители белорусской диаспоры охотно участвуют в продвижении белорусского экспорта в США, помогая создавать товаропроводящую сеть ("Суралеб", "Токмаджан", АБИЭ и др.). Наконец, в индивидуальном порядке многие члены белорусской диаспоры оказывают адресную гуманитарную помощь бывшим соотечественникам медикаментами, одеждой, игрушками для больниц и детских домов. Все это создает определенные предпосылки для более тесных экономических взаимоотношений с США, Канадой, Австралией и другими странами.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by