Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Контроль
12.04.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономические санкции от финансистов

Мне по роду деятельности необходимо знать об экономических санкциях, налагаемых Министерством финансов и местными финансовыми органами. Помогите, пожалуйста. К.ДВОРНИКОВА, г.Костюковичи

Мне по роду деятельности необходимо знать об экономических санкциях, налагаемых Министерством финансов и местными финансовыми органами. Помогите, пожалуйста.

К.ДВОРНИКОВА, г.Костюковичи

Основным законодательным актом, которым руководствуются работники Министерства финансов и финансовых органов, является Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах". В соответствии с ним экономические санкции налагаются за необоснованное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета. Такие средства подлежат возвращению в бюджет со взысканием с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств. Санкции налагаются по решению Министерства финансов или местного финансового органа. Решения по возврату в бюджет средств и взысканию штрафа вправе выносить от имени Министерства финансов -- министр финансов и его заместители, от имени финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов -- руководители этих управлений (отделов) и их заместители.

Должностным лицам Министерства финансов и местных финансовых органов не предоставлено право отменять применение экономических санкций или уменьшать их размер. Минфином подготовлен и внесен в Палату представителей Национального собрания проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", которым предусматривается сокращение размера применяемых санкций с двукратного до однократного, а также предоставление права коллегиям Минфина и областных (Минского городского) финансовых управлений отменять применение санкций, уменьшать их размер или предоставлять отсрочку в уплате с учетом размера допущенного ущерба.

Подпунктом 1.6 п.1 Указа Президента от 2002-01-16 г. N 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" предусмотрены экономические санкции за завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета, государственных внебюджетных, инновационных фондов. На подрядчика (субподрядчика), заказчика и проектную организацию налагается штраф в размере 100% суммы такого завышения (в равных долях), а сумма завышения возвращается подрядчиком (субподрядчиком) в соответствующий бюджет. Производство, в том числе наложение взысканий по правонарушениям, осуществляется: уполномоченными должностными лицами Министерства финансов и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов.

Постановлением Совета Министров от 21.05.97 г. N 541 "О санкциях, применяемых комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов к страховым, перестраховочным организациям и страховым посредникам" установлены следующие виды экономических санкций за:

-- превышение норматива ответственности по договору страхования, предусмотренного в установленном порядке, -- штраф от 100 до 300 МЗП;*

-- несоблюдение принципа добровольности при заключении договоров страхования -- штраф от 100 до 200 МЗП;

-- необоснованная выплата страхового обеспечения и (или) страхового возмещения -- штраф от 200 до 500 МЗП;

-- необоснованный отказ в выплате страхового обеспечения и (или) страхового возмещения -- штраф от 100 до 300 МЗП;

-- осуществление деятельности филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений без соответствующей регистрации их в Министерстве финансов -- штраф от 150 до 300 МЗП;

-- несвоевременное представление бухгалтерской, статистической отчетности и нормативов для формирования страховых резервов, а также публикации недостоверной бухгалтерской или статистической отчетности, искажающей положение дел, -- штраф от 100 до 200 МЗП;

-- занятие иной деятельностью, связанной со страхованием, но не включенной в утвержденный перечень видов такой деятельности, -- штраф от 200 до 500 МЗП;

-- несоблюдение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов, а также за нецелевое их использование -- штраф от 100 до 500 МЗП;

-- непредставление в месячный срок изменений и дополнений, вносимых в установленном порядке в учредительные документы страховых и перестраховочных организаций и других обособленных структурных подразделений, -- штраф от 100 до 300 МЗП;

-- осуществление деятельности страховыми или перестраховочными организациями и их обособленными структурными подразделениями, должностные лица которых не прошли в течение месяца аттестацию в установленном порядке, -- штраф от 100 до 300 МЗП;

-- выступление поручителем либо гарантом за счет страховых взносов или страховых резервов -- штраф от 300 до 500 МЗП;

-- несоблюдение правил или условий страхования -- штраф от 100 до 500 МЗП;

-- невыполнение предписаний Министерства финансов по вопросам страхования -- штраф от 200 до 500 МЗП;

-- несоблюдение страховщиками республики установленного порядка заключения договоров перестрахования -- штраф от 200 до 400 МЗП;

-- превышение норматива расходов на ведение дела -- штраф от 100 до 300 МЗП;

-- осуществление страховых (перестраховочных) операций в иностранной валюте при отсутствии у них специальных разрешений (лицензий) -- штраф в размере полученного от этих операций дохода;

-- на страховых посредников за нарушение законодательства о них -- штраф от 100 до 400 МЗП.

Штраф налагается по результатам проверок органов, уполномоченных осуществлять их, а также по иным основаниям в соответствии с указанным постановлением и оформляется приказом Министерства финансов.

Кроме того, согласно постановлениям Совета Министров от 2000-07-10 г. N 1023 "Вопросы проведения обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь" и от 2000-07-27 г. N 1158 "О порядке использования средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае использования средств фонда не по целевому назначению соответствующая сумма подлежит изъятию в доход республиканского бюджета.

Указом Президента от 2000-09-11 г. N 490 "О применении штрафных санкций за незаконное расходование средств, направляемых на финансирование строительства и ремонта" предоставлено право Министерству финансов и финансовым управлениям (отделам) местных исполнительных и распорядительных органов в лице уполномоченных должностных лиц осуществлять производство по делам о правонарушениях, предусмотренных подп.1.15 п.1 Указа Президента от 22.01.99 г. N 53 "Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений", в том числе применять установленные санкции по результатам проверок (ревизий), проводимых этим Министерством и указанными управлениями (отделами). Так, завышение объемов или стоимости строительно-монтажных работ и произведенных затрат при строительстве (реконструкции) жилья с привлечением льготных кредитов влечет наложение штрафа на подрядчика и заказчика (за исключением организаций граждан-застройщиков) в равных долях в размере суммы такого завышения.
 
--------------------------------
* При применении экономических санкций с 1.03.2002 г. вместо МЗП используется базовая величина в размере 10 тыс.руб., которая постановлением Совета Министров может быть изменена.

ОТ РЕДАКЦИИ. Напоминаем читателям, что в "НЭГ" в N 77 за 2001 г. опубликован спецвыпуск "Нарушение и наказание", представляющий собой свод основных экономических, административных и уголовных наказаний юридических лиц и их руководителей в Республике Беларусь, а также перечень нормативных документов, раскрывающих технологию проверок и правила досудебной защиты нарушенных санкциями интересов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by