Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
19.02.2002 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эффективный контроль за теневой экономикой должен стать основным источником пополнения казны

Итоги работы налоговиков в 2001 году подведены на коллегии Министерства по налогам и сборам...
Итоги работы налоговиков в 2001 году подведены на коллегии Министерства по налогам и сборам. Oсновное внимание было уделено необходимости усиления налогового контроля с целью выявления теневых секторов экономики. Именно это и стало темой нашего разговора с министром Константином СУМАРОМ.

-- Константин Андреевич, мы беседовали с вами в ноябре прошлого года. Тогда вы отмечали, что процесс формирования доходов бюджета в 2001 году складывается достаточно сложно. Сейчас подведены итоги работы налоговой службы страны за прошлый год. Каковы они?

-- За последние месяцы прошлого года ситуация коренным образом не изменилась. В целом, несмотря на высокую напряженность поставленных задач, план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным -- 99,5%. Однако нельзя не отметить, что впервые за последние пять лет рост валового внутреннего продукта (на 4,1%) не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений.

-- Тогда "вечный" вопрос: кто виноват?

-- Прежде всего следует отметить, что рост объемов производства практически во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Это не могло не сказаться на конечных результатах деятельности предприятий и соответственно на величине налоговых поступлений. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям в 2001 году.

Еще один существенный фактор, замедляющий динамику налоговых поступлений, -- новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника -- НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. По данным налоговой службы, в целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50 млрд. руб., что составило 27,4% от поступивших в казну сумм по данному источнику.

В итоге удельный вес этого налога в ВВП снизился с 7,2% в 1999 году, то есть до введения зачетного метода, до 6,5% в 2001-м. Как следствие, поступления НДС, контролируемые налоговыми органами, в целом по республике составили 96,3% от уровня 2000 года. Вместе с тем суммы НДС, уплаченные на таможне, которые не затронуты механизмом возврата, увеличились почти на 14%. В результате общие доходы казны от этого налога остались на уровне прошлого года.

-- Изменится ли ситуация в текущем году? Что намерена предпринять налоговая служба?

-- К сожалению, аналогичная ситуация со сбором данного налога прогнозируется и на текущий год. Как свидетельствуют проведенные нами расчеты, предполагаемая сумма возмещения НДС из бюджета в 2002 году будет возрастать. В связи с этим налоговым органам следует уделять особое внимание обоснованности предъявляемых субъектами предпринимательства сумм налога к возмещению из бюджета. При этом основные усилия необходимо сосредоточить на выявлении и пресечении так называемого лжеэкспорта, лжеимпорта и иных схем, позволяющих получать из бюджета необоснованное возмещение по НДС. Такие виды налогового мошенничества достаточно широко используются не только в развитых странах, но и в России. Нет сомнений, что в ближайшее время их освоят и станут широко применять и наши плательщики. Мы должны быть к этому готовы.

-- НДС, безусловно, очень важный источник наполнения казны. Но ведь есть и другие...

-- Динамика еще одного значительного источника -- акцизов -- была примерно на том же уровне, что и по НДС -- 97,2% по сравнению с предыдущим годом. Определяющую роль здесь сыграло падение налоговых поступлений по алкогольной продукции. Так, в 2001 году по водке и ликероводочным изделиям акцизы сократились на 4,3%, винам -- на 12,5%, пиву -- на 46,1% от уровня 2000 года. При этом основной причиной падения акцизов на водку и ликероводочные изделия стало существенное снижение по сравнению с 2000 годом ставки налога с 4,7 евро до 3,7 евро. Но благодаря этому удалось остановить лавинообразное падение объемов реализации наиболее налогоемкой продукции, которое наблюдалось в 2000 году под воздействием существенно возросших ставок акцизов.

И все же наиболее сложной в прошлом году была ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль -- 79,7% от установленного задания Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2001 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 2000 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли -- на 28,7%. И это реальные показатели, без прикрас и "дутой" прибыли, которая была результатом курсовых разниц и вместе с тем облагалась налогом.

По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в прошлом году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана доходов бюджета.

-- А как складывается ситуация с задолженностью перед бюджетом?

-- К сожалению, в 2001 году, несмотря на принимаемые меры, задолженность возросла и по состоянию на 1 января 2002 года составила 134,2 млрд. руб. или 2,2% к годовому плану доходов бюджета. При этом опережающий рост задолженности наблюдается по государственному сектору. Так, даже в сопоставимых ценах она возросла по предприятиям:концерна "Беллегпром" -- в 4 раза; "Беллесбумпром" -- в 2,5; Минсельхозпрода -- в 2,1; Минтранса -- в 1,5;Минпрома -- в 1,3 раза.

Одна из причин такой ситуации в том, что многие из госпредприятий умышленно задерживают платежи в бюджет в надежде на списание задолженности и предоставление различного рода государственных преференций. И их надежды в ряде случаев оправдываются: в 2001 году объем предоставленных налоговых кредитов, различного рода отсрочек, рассрочек возросла за прошлый год до 168,3 млрд. руб, что составило 3% всех доходов бюджета.

-- Какие меры планируется предпринять для решения этой проблемы?

-- Позиция налоговых органов по этому вопросу однозначна: к списанию задолженности и предоставлению льготных отсрочек и налоговых кредитов нужно подходить крайне осторожно. Наглядный пример -- опыт Украины, где в апреле прошлого года была списана вся задолженность по платежам в бюджет. Указанная мера решила проблему лишь на очень короткое время, но зато в дальнейшем спровоцировала резкий рост задолженности по текущем платежам в бюджет. Таким образом, в проигрыше оказались наиболее добросовестные плательщики, которые впредь постараются сделать соответствующие выводы.

Вместе с тем Россия, где общая сумма задолженности по платежам в казну сопоставима с доходами федерального бюджета, пошла по более конструктивному, на наш взгляд, пути и дала право субъектам предпринимательства реструктуризировать долг перед бюджетом. Принять участие в реструктуризации может практически каждый плательщик. Условие здесь одно -- своевременная и полная уплата текущих платежей и соблюдение графика погашения задолженности. Важным стимулом для должников бюджета является то, что при досрочном погашении задолженности пеня и финансовые санкции списываются. Зная, что на налоговую амнистию государство не пойдет, российские плательщики активно включились в процесс реструктуризации И главный выигрыш государства здесь не столько в погашении старых долгов, которое растянуто на 10 лет, сколько в обеспечении текущих платежей. В таких условиях рост задолженности практически исключен.

Учитывая позитивный опыт российской налоговой службы, нашими специалистами подготовлены проекты документов о проведении аналогичной процедуры реструктуризации задолженности в нашей стране. Нужна только поддержка Минфина и других ведомств,. с которыми сейчас эти вопросы прорабатываются.

-- В последнее время налоговики много говорят о необходимости усилить контрольную работу. С чем это связано? Плательщики же считают, что контроля и так хватает...

-- А как бы вы хотели? Налоговые органы прежде всего призваны обеспечить наполнение казны, то есть блюсти государственные интересы. К сожалению, многие плательщики не понимают, что сегодня наиболее реальный источник снижения налоговой нагрузки без ущерба для бюджета -- выявление и легализация теневого сектора экономики.

Это достаточно сложная задача, но и резервы дополнительных поступлений в бюджет здесь тоже значительные. Об этом говорят цифры. Контрольная служба налоговых органов за 2001г. документально проверила более половины предприятий и более трети предпринимателей от общего количества состоящих на налоговом учете. Нарушения установлены у 71,5% и 52,2% соответственно. По результатам проверок доначислено налогов и других обязательных платежей и применено финансовых санкций в сумме 63,7 млрд. руб, из них по юридическим лицам -- 59,2 млрд. руб., по индивидуальным предпринимателям -- 3 млрд. руб. Из общей суммы взыскано 39,3 млрд. руб. или 78,9% от допричисленных сумм.

Вместе с тем мы не должны забывать, что формы организации хозяйственной практики в рыночной экономике весьма динамичны, а субъекты предпринимательства с каждым днем становятся все более изобретательными в использовании новых схем налоговых уклонений. Поэтому можно уверено заявить, что прежние методы контрольной работы, ориентированные преимущественно на проверку официально представляемых налоговым органам бухгалтерских документов, уже не способны как прежде обеспечить высокую эффективность контрольной работы. Нет сомнений, что такой подход был результативным на начальной стадии формирования налоговой системы с характерными для нее частыми изменениями налогового законодательства и трудностями в адаптации к ним бухгалтеров.

-- Но ведь и сейчас бухгалтеры часто допускают ошибки именно из-за сложностей и частых корректировок налогового законодательства...

-- Могу с уверенностью сказать, что уже устранена основная часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и реально упрощен механизм налогообложения. Поэтому вероятность случайных ошибок в исчислении налогов практически сведена к минимуму.

Что касается теневых оборотов, которые, разумеется, не отражаются в бухгалтерских документах, предъявляемых в ходе налоговой проверки, то их можно выявить лишь в результате глубокого анализа и сопоставления официальных документов с информацией, прямо или косвенно свидетельствующей о реальных масштабах хозяйственной деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Сегодня контрольная проверка не должна сводиться к выявлению ошибок бухгалтера в "арифметике" исчисления налогов. Мы будем детально изучать информацию о движении финансовых и товарных потоков, полученную из различных источников, принимая во внимание технологические особенности производства, в частности, нормы выхода готовой продукции, соответствие приобретаемого сырья по качественным характеристикам ассортименту производимых товаров и т.д. К примеру, если по представленным документам выход готовой продукции из использованного в производстве сырья составляет 40%, а по технологическим нормам он должен быть 60%, то можно с уверенностью говорить о налоговом мошенничестве. Таким образом, в текущем году эффективный налоговый контроль за теневым сектором экономики должен стать основным источником пополнения доходов казны.

-- Каким секторами экономики налоговики будут уделять особое внимание?

-- Мы должны отработать четкую систему мер по борьбе с нарушениями налогового законодательства на рынках подакцизной продукции(табачном, нефтяном и алкогольном), рынке недвижимости и туристическом.

О наличии значительных теневых оборотов алкогольной и табачной продукции свидетельствуют следующие факты. Статистика показывает, снижение реализации алкогольной продукции по официально учтенным каналам. Однако, по оценкам экспертов, потребление спиртных напитков за последние три года существенно не сократилось. Это косвенно свидетельствует об увеличении нелегального оборота алкогольной продукции и, следовательно, о нанесении бюджету значительного ущерба.

После создания налоговых постов на Гродненской табачной фабрике и на СП "Табак-Инвест" значительно снизился расход сырья и материалов на единицу изделия, наполовину уменьшились потери акцизных марок и увеличился объем производства и реализации табачных изделий. Думаю, комментарии относительно эффективности принимаемых контрольных мер здесь излишни.

Особую обеспокоенность вызывает рост числа убыточных предприятий с иностранными инвестициями. Так, доля убыточных предприятий по этой группе плательщиков увеличилась по сравнению с 2000 годом и в 2 раза превысила долю убыточных предприятий среди государственных и акционерных предприятий.

Это наталкивает на мысль, что совместные предприятия в целях уклонения от уплаты налогов занижают доходы, в том числе путем применения трансфертных цен. Такие факты налоговыми органами уже не раз выявлялись. Однако для пресечения такой практики необходимо создать соответствующую правовую базу..

Мы будем обращать особое внимание на деятельность тех предприятий, которые оказывают услуги нерезидентам по переработке сырья по давальческой схеме, а также на порядок закупки белорусскими субъектами хозяйствования крупных партий товаров, у компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах.. В налоговых органах уже ведется сбор информации о нерезидентах, с которыми отечественные предприятия имеют хозяйственные отношения, в частности по переработке давальческого сырья. Выявление в ходе встречных проверок фактов реализации произведенной продукции на территории Беларуси свидетельствует о незарегистрированной предпринимательской деятельности нерезидентов с вытекающими отсюда налоговыми обязательствами. Будем стремиться выявлять незарегистрированную деятельности в республике оффшорных компаний.

-- Вы отметили, что устранена основная часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства. Вероятно, многие налогоплательщики с этим не согласятся. Как дальше будет совершенствоваться налоговое законодательство?

-- Остановлюсь на некоторых аспектах. Продолжается работа по упрощению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства с позиций создания сопоставимого уровня налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В текущем году по-прежнему будет уделяться большое внимание вопросам унификации налогового законодательства с Россией, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, малоэффективных налогов и сборов.

Следует признать обоснованными нарекания плательщиков на громоздкость и неоправданную усложненность нормативных документов по НДС. Хотелось бы подчеркнуть, что это затрагивает не только бухгалтерских работников, но и самих налоговиков. Есть, конечно, у такой ситуации и объективные причины, но это тема выходит за рамки нашей сегодняшней беседы. Не менее важное значение имеет работа и по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей. Так, успешными можно признать результаты методологической работы по упрощению системы налогообложения индивидуальных предпринимателей и одновременного обеспечения стабильных поступлений в бюджет от данной категории плательщиков. В первую очередь это коснулось системы уплаты фиксированных сумм подоходного налога. С 1 мая 2001 года эта система наряду с некоторыми другими платежами была заменена единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг. Дополнительные поступления в бюджет от плательщиков этого налога составили с июня более 20 млрд. руб. Но это не единственный положительный результат. Не менее важным следует признать упрощение самого механизма налогообложения для индивидуальных предпринимателей и упорядочение ставок налога по различным видам деятельности.

Не спорю, здесь есть и вопросы, которые надо решать. В первую очередь речь идет о законодательном урегулировании вопросов применения экономических санкций к плательщикам единого налога, исключающие неоправданно жесткий подход к тем из них, кто допустил малозначительные ошибки при расчете единого налога, а также определить понятие деятельности, носящей разовый характер (не относящейся к предпринимательской), в целях обложения ее единым налогом и др.

Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой единого налога, в том числе путем организации постоянно действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой реализации.Поэтому необходимо предусмотреть обязанность собственников рынка по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных для торговли местах без уплаты единого налога. Проект нормативного документа подготовлен.

Все это решаемые проблемы. Главное, что сегодня для предпринимателей создан достаточно простой и эффективный механизм налогообложения, который не затрудняет их деятельность.

Вместе с тем работа по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности будет усилена и, надеюсь, что это найдет понимание в обществе. Налоги должны платить все и тогда их бремя не будет столь тяжелым.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by