$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЭФФЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ©

29.03.2013

Проблемы и перспективы совершенствования хозяйственного права и правоприменительной практики обсуждались на IV Практической конференции «Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности», состоявшейся 20 марта в Минске.

«Актуализация нормативных правовых актов с учетом новых экономических реалий является основным направлением совершенствования экономического законодательства, — считает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. — Обеспечение его стабильности служит одним из важнейших условий нормального функционирования правовой системы и общества в целом». По мнению директора НЦЗПИ, дальнейшее развитие экономического законодательства должно основываться в т.ч. на практике его применения, посредством которой выявляются пробелы, противоречия, неудачные правовые конструкции. Поэтому весьма своевременным стало решение Президента Беларуси о подготовке нормативных предписаний по правовому мониторингу Республики Беларусь. НЦЗПИ уже подготовил проект соответствующего указа, принятие которого должно позволить получать объективную информацию о тенденциях и потребностях правового регулирования, улучшить качество планирования и подготовки законопроектов.

Многие предложения НЦЗПИ касаются совершенствования законодательства об административной ответственности, в т.ч. соразмерности ответственности характеру правонарушений и степени причиненного вреда в сфере предпринимательской деятельности. Последние годы бизнес-сообщество достаточно резко критикует действующее законодательство об административной ответственности и сложившуюся правоприменительную практику в этой области. Для этого есть основания: чрезмерная жесткость санкций, в т.ч. за формальные, не влекущие реальных вредных последствий нарушения, зачастую служит тормозом деловой активности. Поэтому нужен разумный компромисс между необходимыми карательными мерами и формированием благоприятных условий для ведения бизнеса. В результате из КоАП исключено более 30 составов, устанавливающих ответственность за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, смягчена часть санкций, введены ограничения по предельным размерам штрафов при одновременном наложении взыскания за несколько административных правонарушений. Штраф должен иметь стимулирующий характер: субъект должен почувствовать взыскание и одновременно иметь возможность продолжить свою деятельность.

В настоящее время парламентом принят в первом чтении законопроект, предусматривающий дальнейшую оптимизацию размеров штрафов, уменьшение их размеров в случае добровольного устранения вредных последствий правонарушения, расширение сферы применения предупреждений за незначительные нарушения, защиту имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности; исключение административной ответственности юрлица за нарушения, не связанные с получением выгоды этим юрлицом.

Через призму хозяйственного правосудия выявляются проблемы, возникающие в экономике страны и требующие оперативного решения, считает первый заместитель Председателя ВХС Василий Демидович. В частности, требует совершенствования работа по ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. До сих пор при принятии решения об исключении из ЕГР юрлиц и ИП в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) регистрирующий орган интересовался только наличием у них долгов перед бюджетом. Это позволяло недобросовестным субъектам с помощью ликвидации уклоняться от расчетов с другими кредиторами. Об этом свидетельствует рост числа неисполненных судебных постановлений в связи с ликвидацией. Так, только в 2011 г. хозяйственными судами возвращено более 4,5 тыс. исполнительных документов в связи с открытием должниками, в т.ч. и по инициативе собственников, процедуры ликвидации. В 2009 г. таких случаев было всего 2,9 тыс. Как только судебный исполнитель начинал реальное исполнение судебного постановления, сразу же начиналась процедура либо ухода в ликвидацию, либо банкротства. Сумма не взысканных кредиторами денежных средств по исполнительным производствам перешагнула границу 130 млрд. Br. В 2011 г. по сравнению с 2010-м число ликвидированных субъектов увеличилось более чем на 50% — с 34,5 тыс. до 52,2 тыс. Вместе с тем при резком увеличении числа процедур добровольной ликвидации рост общего количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов, составил только 2% (1522 и 1557 соответственно). Это, по мнению В.Демидовича, свидетельствует об уклонении председателей ликвидационных комиссий от обращения в суд с заявлением должника о банкротстве, когда имущества недостаточно для погашения требований кредиторов. Все это обусловило принятие Декрета от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1», в подготовке которого ВХС принял активное участие. Этим документом установлен максимальный срок ликвидации, возможность судебной защиты и контроля, ограничен круг лиц, осуществляющих обязанности председателя ликвидкомиссии. Кроме того, усовершенствовано правовое регулирование субсидиарной ответственности за нарушение требований законодательства при ликвидации.

Еще один важный вопрос, по мнению В.Демидовича, — рост споров в сфере торговли с участием иностранных субъектов — количество таких дел составляет 4% от всех поступивших исковых заявлений. Судебная практика выявила отсутствие опыта и кадров у белорусских экспортеров, что приводит к проблемам с исполнением внешнеэкономических сделок, затруднениям, связанным с участием в судебных процессах за рубежом. В свое время ВХС уже высказывал предложение о создании в Беларуси единой госструктуры, которая бы осуществляла правовую поддержку экспортно ориентированных предприятий. Такая структура могла бы существенно помочь участниками ВЭД и обеспечить защиту стратегических национальных интересов.

Записала Татьяна АБРАМОВИЧ