$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

Эффективность под напряжением©

19.02.2016

В Беларуси в 2015 г. энергоемкость ВВП снизилась на 4,8 %, сэкономлено топливно-энергетических ресурсов в объеме 1,5 млн. т у. т., в 2016-м задания по этим показателям установлены на уровне 0,4% и 1 млн. т у. т. соответственно. О состоянии и перспективах энергосбережения в нашей стране шла речь на итоговом заседании коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта.

За пятилетку энергоемкость ВВП уменьшилась на 12,6%, заявил директор департамента Михаил Малашенко. Это равно 190 кг нефтяного эквивалента (н.э.) на 1 тыс. USD, что, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), соответствует уровню Финляндии и Канады, но существенно меньше, чем в России (330 кг н.э. /1 тыс. USD) и Украине (340).

Но это не повод, чтобы расслабиться. С точки зрения Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 23.12.2015 № 1084, энергоемкость отечественного ВВП находится на предкризисном уровне и нуждается в дальнейшем снижении, причем как можно быстрее. В 2016 г. она должна снизиться на 0,4%, к концу 2020 г. – на 2%.

В текущем году этот индикатор энергетической безопасности будут определять по-новому – в соответствии с Методикой по формированию топливно-энергетического баланса и расчету энергоемкости валового внутреннего продукта и энергетической самостоятельности, утв. постановлением Белстата от 28.12.2015 № 214, предусматривающей анализ влияния различных факторов на формирование данного показателя.

В группу важнейших энергетических параметров отечественной экономики, контролируемых департаментом, входила доля местных видов топлива (МВТ) в котельно-печном топливе (КПТ), которая по итогам 2015 г. составила 29,5% при задании 28–30%. При этом, по словам М.Малашенко, не выполнили этот целевой показатель 10 ведомств, в т.ч. Минстройархитектуры, Минпром, концерны Белнефтехим, Белгоспищепром.

Из регионов лишь Витебская и Гомельская области справились с заданием, остальные его провалили, особенно Брестчина, где недовыполнение составило 11 п.п. Правда, начальник Брестского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Александр Бобрик сослался на пробуксовку процесса модернизации и перевода энергоисточников для работы на древесине, торфе и других видах МВТ. К тому же на Березовской ГРЭС в 2014 г. были введены в эксплуатацию 2 крупных парогазовых блока с высоким потреблением газа. Это существенно сказалось на удельном весе МВТ. В придачу жители области сократили потребление местных энергоресурсов в 2015 г. на 13,6 тыс. т у. т. Подобное отношение довольно распространено в республике, причем не только у населения. В частности, из запланированных в целом по стране правительственными программами 1000 МВт новых мощностей энергоисточников на МВТ в 2011–2015 гг. было внедрено только 74%.

В 2016 г. учет и оценка вклада МВТ в энергетическую самостоятельность страны будут вестись по-новому. В соответствии с Концепцией планируется развивать собственную сырьевую базу на основе экономически обоснованного использования МВТ, прежде всего возобновляемых источников энергии. При этом вместо доли МВТ в КПТ появятся новые индикаторы энергетической самостоятельности: доля местных ТЭР (МТЭР) и ВИЭ в валовом потреблении ТЭР (ВПТЭР). Задания по ним на текущий год установлены в размерах 14,3 и 5,8 % соответственно.

У ряда регионов и ведомств в прошлом году имелись трудности с выполнением заданий по энергосбережению. Так, в Гомельской области и Беллегпроме «не дотянули» 0,8 и 1 п.п. «Спасти» план Республиканской программы энергосбережения на 2011– 2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1882, удалось за счет Витебской области, Беллегпрома и  Минлесхоза. При этом в целом сэкономлено 1,5 млн. т у. т.

По некоторым направлениям это стало возможным благодаря завершению проектов, начатых в прошлые годы. Но если тогда ресурсы для этого были, то в 2015 г. их стало заметно меньше. Планировалось из различных источников направить на энергосбережение порядка 22 трлн. Br, но в реальности удалось выделить только 13,4 трлн., причем объем собственных средств организаций сократился на 4,6 трлн., а бюджетных – более чем на 2,5 трлн. Br. Результаты такого недофинансирования, вероятно, станут видны уже в текущем году. Поэтому план экономии ТЭР снижен по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза до 1 млн. т у. т. Более скромные задания установлены и по целевым показателям энергосбережения: в частности, облисполкомам поручено обеспечить их выполнение на уровне не ниже –4,7%, Мингорисполкому – –4,5%.

В то же время в прошлом году одной из основных проблем для энергетиков стали неплатежи потребителей. На заседании Совета ГПО «Белэнерго» заместитель генерального директора С.Шебеко сообщил, что за январь–декабрь 2015 г. уровень оплаты за электро- и тепловую энергию составил 95%. Задолженность за год увеличилась более чем в 3,6 раза и по состоянию на 1.01.2016 г. составила 4915,3 млрд. Br.

Не обеспечили 100-процентный уровень сбора средств все РУП-облэнерго. За 12 месяцев 2015 г. потребителями республики недоплачено 3541,9 млрд. Br. Уровень оплаты за потребленную энергию потребителями коммунальной формы собственности в целом по республике составил 91,1%, недоплачено 1588,4 млрд. Br. Полная оплата за энергию не обеспечена во всех регионах, за исключением г. Минска.

Низкий уровень оплаты за энергию у предприятий Минпрома (87,4%), концерна «Беллесбумпром» (79,2%), концерна «Беллегпром» (88,6%), Минстройархитектуры (94,3%). По оперативно-прогнозным данным, в январе т.г. ситуация еще более усугубилась. Уровень оплаты за энергию составил 86,9%, недоплачено 1171,3 млрд. Br.

 

 

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ