$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Эффективная автоматизация

20.07.2012

Автоматизировать управление производством на крупных белорусских предприятиях, созданных еще в советское время, — не самая простая задача. Хотя этот процесс идет, он встречает на своем пути множество препятствий. О трудностях и успехах на этом пути в продолжение темы внедрения IT-технологий (см. «ЭГ» № 38 от 25.05.2012 г., «Где у завода кнопка») беседуем со специалистами Минского автомобильного завода, а также с представителями компаний, предлагающих IT-технологии автоматизации управления.

— Безусловно, белорусские промышленные предприятия проявляют огромный интерес к сфере автоматизации управления производством, — констатирует генеральный директор группы компаний «СИТЕК» Андрей Карцев. — Время диктует новые подходы к проблеме автоматизации, и сегодня ни одно предприятие не может ее игнорировать. Однако реализация задачи автоматизации на белорусских заводах идет различными путями: кто-то предпочитает обращаться в специализированные компании, а кому-то удается неплохо справляться с решением многих вопросов при помощи собственных IT-специалистов, хороший пример — Минский автомобильный завод. За последние годы это предприятие очень хорошо продвинулось на пути автоматизации в области MES-систем (ManufacturingExecutionSystem). Специалисты группы компаний «СИТЕК» высоко оценивают степень компьютеризации и автоматизации производства на МАЗе. И, нужно отметить, предприятие достигло значительных успехов в этой сфере в довольно сжатые сроки силами собственных программистов. Большое количество программных модулей MES-системы были разработаны IT-специалистами МАЗа. Что касается MCIS-системы (MotionControlInformationSystem), которая является подсистемой MES-системы и позволяет централизованно планировать ход производства с одновременным контролем работы оборудования, а также выявлять его простои, МАЗ не торопится ее приобретать.

Как объяснил главный инженер ОАО «МАЗ» Юрий Таруть, приобретение MCIS-систем тесно связано с наличием на предприятии соответствующей IT- инфраструктуры:

— На МАЗе постоянно идет техническое перевооружение завода, и у нас есть современные станки, которые уже можно объединить в информационную сеть. Но в такой интеграции есть смысл, если объединять в одно информационное целое производственные комплексы по обработке сборочного узла, а не какие-то участки или отдельные станки. В технологических маршрутах по обработке того или иного сборочного узла встречается оборудование, системы управления которого не отвечают требованиям информационной интеграции. Для решения этой проблемы мы проводим модернизацию систем управления оборудованием.С целью экономии финансовых средств основная часть работы проводится силами специалистов управления информационных технологий МАЗа. Только после создания IT-инфраструктуры технологических маршрутов производства деталей и узлов, вполне возможно, будет приобретено и программное обеспечение для информационной интеграции технологического оборудования с целью создания единого автоматизированного центра диспетчеризации производства.

На скорость автоматизации производственных процессов вместе с организационными вопросами огромное влияние, безусловно, оказывают и финансовые возможности компаний. По словам начальника управления информационных технологий ОАО «МАЗ» Юрия Иванова, приобретение готовых информационных решений по автоматизации производства и их внедрение обходится в миллионы долларов, поэтому для минимизации расходов предприятие пошло другим путем:

— Для существующего сегодня на МАЗе уровня IT-инфраструктуры найдена хорошая организационно-техническая альтернатива большим затратам. Часть функций MCIS мы решаем с помощью собственных информационных разработок. На заводе внедрен достаточно сложный комплекс программ, которые разработаны не с помощью аутсорсинговых компаний, а собственными силами. Хотя информация не поступает в электронном виде непосредственно со станков и процесс сбора данных во многом еще требует участия человека, наши разработки позволяют на сегодня решать вопросы по управлению производством на MES-уровне в соответствии с вложенными средствами.

По сравнению с приобретением готовых продуктов у собственных разработок есть свои «плюсы» и «минусы». Одно из преимуществ — это максимальный учет особенностей предприятия и минимизация затрат, которые ограничиваются зарплатой IT-специалистов. Их штат на МАЗе составляет несколько десятков человек и позволяет не только выполнять стратегические задачи автоматизации управления, но и оперативно решать все текущие проблемы в области информационных технологий. IT-специалистам предприятия удается справляться как с системами управления производством MES-уровня, так и внедрять собственные решения на других уровнях управления предприятием. Так, например, силами собственных «айтишников» на заводе внедрена система питания сотрудников (с отсрочкой оплаты из заработка) по специальным пластиковым карточкам, активным на территории предприятия.

Вместе с тем есть и «минусы». По словам Ю.Иванова, когда ставка делается на своих программистов, перед предприятием во всей полноте встает кадровая проблема, существующая в IT-сфере.

— В борьбе за сотрудников МАЗу приходится конкурировать с такими IT-монстрами, как, например, EPAM и другие, — говорит Ю.Иванов. — Удержать на заводе молодежь после окончания срока распределения очень трудно. Поэтому к программистам и к оплате их труда у генеральной дирекции на МАЗе особый подход. Но, несмотря на довольно конкурентоспособную зарплату, сотрудники часто уходят, приобретя колоссальный опыт не только программирования, но и бизнес-анализа. И работа у нас не самая простая: нужно вникнуть в производственные процессы, стать бизнес-аналитиком, самостоятельно искать решения поставленных задач.

Недавно у Минского автомобильного завода появилась и новая задача, которую придется решать в ближайшее время. Нужно разрабатывать программное обеспечение для интеграции в общую информационную сеть белорусских заводов, которые вошли в холдинг «БелАвтоМАЗ». «В рамках созданного холдинга будет создаваться единая информационная среда, — поясняет Ю.Таруть. — При этом на МАЗе нет никаких барьеров в сфере IT-технологий ни для работы в рамках данного холдинга, ни в случае вхождения завода в иные объединения или холдинги».


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях