$

2.1336 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЭФФЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ©

22.11.2013

Планы властей наделить областные (Минский городской) Советы депутатов правом увеличивать до 10 раз ставку налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) объектам недвижимости, предусмотренные в проекте изменений в Налоговый кодекс, могут стать прямой угрозой для бизнеса. Насколько серьезна такая опасность показывает принятое недавно постановление Совмина от 6.11.2013 № 957 (далее — постановление № 957).

Напомним, что сейчас согласно ст. 188 НК местные советы вправе увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода этими же советами или соответствующими исполкомами в порядке и на условиях, установленных Правительством. До сих пор этот порядок не был разработан, и это позволяло надеяться, что он будет направлен на стимулирование приватизации неэффективно используемого госимущества.

Однако подобным иллюзиям суждено было развеяться с появлением Положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, утв. постановлением № 957 (далее — Положение), вступившего в силу с 13 ноября 2013 г. Этот документ скорее направлен против тех представителей малого и среднего бизнеса, которые рискнули приобрести старые объекты недвижимости (зачастую всего лишь прельстившись ценой в 1 базовую величину) или построить новые, но по тем или иным причинам не смог довести их «до ума» или не нашли применения.

Исходя из Положения неиспользуемыми будут считаться любые капстроения, которые не вовлечены в хозяйственный оборот и более 9 месяцев суммарно в текущем календарном году не используются в предпринимательской деятельности или не сданы в аренду, лизинг, иное возмездное или безвозмездное пользование. Неэффективно используемыми будут признаваться капстроения и их части, если коэффициент их использования в текущем календарном году составит менее 0,3. Получится, например, что если только что построенный торговый или офисный центр не заполнен более чем на 30% арендаторами, его владельцам придется уплатить налог на недвижимость в 5-кратном (а со следующего года, скорее всего, в 10-кратном) размере — за неэффективное использование свеого собственного имущества.

Аналогичные критерии предусмотрены п. 3 Положения и для плательщиков налога на недвижимость — физических лиц, в т.ч. ИП, если они не используют капитальные строения, их части для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

Коэффициент использования определяется по каждому капитальному строению, его части как отношение среднего значения используемой площади к общей. При этом среднее значение используемой площади капитального строения, его части рассчитывается как среднее арифметическое значение используемых площадей на 1 число каждого квартала.

Для того чтобы сформировать перечень, местным властям понадобятся достоверные сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капстроениях, их частях, расположенных на подведомственной им территории. Получить их исполкомы надеются, обобщая уже имеющуюся информацию, в т.ч. полученную от других госорганов и госорганизаций, а также получая ее от самих налогоплательщиков. Последним придется ежегодно до 15 ноября представлять в установленной форме соответствующие сведения для включения их в перечень. А чтобы у них не возникло желания уклониться от этой полезной для пополнения казны обязанности или «приукрасить» сведения, Положением предусмотрена ответственность согласно законодательным актам. Можно предположить, что речь идет как минимум о предупреждении или штрафе от 4 до 20 базовых величин по ст. 23.16 КоАП за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо их представление с заведомо недостоверными сведениями.

Перечни неиспользуемых (неэффективно используемых) капстроений, их частей, сформированные районными (городскими) исполкомами и местными администрациями, затем будут сведены в единый перечень по области (г. Минску), который должен быть размещен на сайте областного (Минского городского) исполкома в Интернете.

Сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений, их частей, принадлежащих физическим лицам, в т.ч. ИП, будут направляться исполкомами в инспекции МНС (для взимания повышенного налога) и самим физическим лицам.

Налогоплательщики, попавшие в перечень, которые вовлекут неиспользуемое имущество в хозяйственный оборот или начнут использовать его эффективно, подняв коэффициент использования выше 0,3, смогут добиться исключения этих объектов из перечня. Для этого нужно представить в районный (городской) исполком или местную администрацию заявление об их исключении из перечня и документ (документы), подтверждающие вовлечение таких объектов в хозоборот. Если по нему будет принято положительное решение, информация об этом должна быть в течение 3 рабочих дней после принятия размещена на том же сайте, где расположен перечень. Интересно, что состав и содержание таких подтверждающих документов в Положении не оговариваются, что дает широкий простор фантазии чиновников на местах.

Отметим, что в перечень не включаются жилые дома, жилые помещения в многоквартирных или блокированных жилых домах, гаражи, садовые домики, дачи, хозпостройки, предназначенные для ведения домашнего хозяйства, принадлежащие физическим лицам, в т.ч. являющимся ИП, капитальные строения, их части, используемые сезонно, а также иные капитальные строения, их части по решениям областных (Минского городского) Советов депутатов. Получается, что чиновникам дано право по своему усмотрению налагать на предприятия и граждан повышенные налоги или не делать этого. Не исключено, что такая норма соответствующим образом скажется на «равенстве» налогоплательщиков перед законом и коррупционной обстановке в стране.

Дмитрий КОРШУНОВ

СПРАВКА «ЭГ»

По данным управления контроля за использованием государственной собственности КГК, представленным в июле т.г., за 6 лет действия Указа Президента 27.02.2007 № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (утратил силу с 6.07.2013 г.) в целом по республике обрели новых собственников 4400 неиспользуемых объектов. Основной способ их вовлечения в хозяйственную деятельность — продажа на аукционе с начальной ценой, равной 1 БВ.

За время действия Указа № 108 новые владельцы использовали около 1,5 тысяч объектов, еще 1,2 тысячи находятся в стадии реконструкции. Это позволило создать более 3 тыс. дополнительных рабочих мест и привлечь инвестиции в размере 196 млрд. Br.

В то же время проведенный Комитетом госконтроля мониторинг показал, что большая часть реализованных по Указу № 108 объектов не используется. Новые собственники так и не задействовали в хозяйственной деятельности 1765 приобретенных объектов, которые продолжают ветшать и разрушаться, а отдельные находятся в аварийном состоянии. При этом в связи с выявленными недостатками расторгнуто всего 60 договоров купли-продажи имущества.

Остальные владельцы «ненужной» недвижимости, похоже, имеют хорошие шансы пополнить бюджет весьма приличными суммами — если не найдут способ эффективно использовать это имущество или избавиться от него.