$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Эффект налогового консультирования: государственный и частный

19.09.2017

На прошлой неделе глава государства провел «смотр» некоторых проектов указов, входящих в пакет нормативных актов, направленных на развитие предпринимательства и стимулирование деловой активности населения. Так, 15 сен­тября Президент Беларуси Александр Лукашенко обсудил с министром по налогам и сборам Сергеем Наливайко проект указа «О налоговом консультировании». Глава государства высказал определенную настороженность в связи с появлением профессионального института посредников между бизнесом и налоговыми органами.

 «У нас есть налоговые инспекции, которые так или иначе что-то подсказывают, консультируют, – отметил Пре­зидент. – Чтобы мы не легализовали платную деятельность ваших подчиненных, и они за это еще будут деньги брать, а потом забудут, что люди государственные, что надо на государство работать. А пойдут за деньги консультировать, еще подталкивать, проталкивать кого-то, и мы вот таким образом легализуем эту жульническую деятельность».

«Может, я не совсем вник в этот вопрос исходя из проекта указа. Но меня этот проект указа в целом как-то даже настораживает в том плане, получим ли мы какой-то эф­фект от того, что мы его вводим. А вот негативный можем получить. Поэтому хотелось, чтобы вы подробно защитили этот воп­рос», – сказал Президент.

Такие сомнения вполне обо­снованы. Правда, проект указа разрабатывался с участием иностранных экспертов и с учетом зарубежного опыта, в частности, Германии, где ин­ститут налогового консультирования успешно работает уже много лет. Инициаторы про­екта надеются, что если этот институт востребован и успешно функционирует во многих европейских странах, то его применение и в Беларуси позволит оградить бизнес от ошибок и нарушений налогового законодательства, сни­зить коррупционные риски в сфере налогообложения.

К сожалению, попытки заимствовать из мировой прак­тики различные ин­ституты и инструменты далеко не все­гда успешно приживаются в отсутствие рыночной институциональной среды. В част­ности, за рубежом деятельность любых специалистов, оказывающих профессиональные услуги, связанные с финансами и налогами, не только регламентируется отдельным законом и правилами саморегулирования, но и подпадает под требования раскрытия информации в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию денег и легализации незаконных доходов. Поэтому регуляторы за рубежом внимательно следят, чтобы услуги консультантов по «определению оптимальных путей решения налоговых проблем» не были связаны с «агрессивным налоговым пла­нированием» и не превращались в легализованную фаб­рику по разработке схем ухода от налогов. И если в проекте указа имеются в виду исключительно легальные пути решения этих проблем, то на практике речь неизбежно пойдет если не об откровенно «жульнической деятельности», то о минимизации платежей в бюджет с использованием всех возможностей законодательства и особенно его про­белов. Тут возникает опа­сность реального конфликта интересов: между коммерческим и доверительным характером налогового консультирования и общественной значимостью этой сферы деятельности. Так что, хотя дополнительных затрат бюджетных средств, как говорится в обосновании к указу, для нововведения не потребуется, если консультанты помогут своим клиентам экономить на налогах и штрафах, на казне это непременно отразится.

Очевидно, дополнительные по­яснения развеяли все сом­нения и настороженность главы государства, поскольку он, как сообщает пресс-служба, в итоге поддержал проект указа.

Обещается, что обращение к налоговым консультантам будет носить сугубо добровольный характер и «ни в коем случае не будет навязываться» кому-либо. Впрочем, сотрудникам компаний и ИП, оказывающим услуги по составлению налоговых деклараций, придется со временем получать статус налоговых кон­сультантов и со­блюдать установленные для них требования, включая обязательное член­ство в Палате налоговых кон­сультантов и страхова­ние гражданской ответственно­сти на случай причинения вреда имуществу консультируемого ли­ца (доверителя) при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств.

Так что вскоре в Беларуси появится еще один дополнительный канал профессионального посредничества наряду с юри­стами, адвокатами, аудиторами и бухгалтерами. Авторы проекта надеются, что этот канал будет достаточно востребован, а аттестация налоговых консультантов позволит им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне с гарантией качества. Но сперва кон­сультантам еще придется доказывать потенциальным клиентам, что они чем-то превосходят «каналы», уже существующие в Беларуси почти 25 лет.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН