Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Цены
12.03.2021 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №18 (2415) от 12.03.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕЭК упрекает в нарушениях, МАРТ не согласно

Фото c сайта agro-media.fr

В Евразийской экономической комиссии считают, что нормы об ассортиментных перечнях товаров в рознице противоречат требованиям Договора о ЕАЭС. Белорусская сторона с этим готова спорить.

Коллегия ЕЭК на своем заседании признала это законодательное требование барьером на внутреннем рынке Союза и предложила белорусским властям в течение месяца устранить нарушение и проинформировать об этом комиссию.

В официальном релизе не уточняется, какая именно норма права ЕАЭС, по мнению комиссии, нарушена и каким образом нарушение может быть устранено – обязательно ли для этого отменять действующие нормативные решения. Подробных комментариев к этому вопросу со стороны наднациональных органов Союза пока нет.

Однако из официальной позиции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, опубликованной 5 марта, стало известно, что речь идет о приложении № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Это приложение содержит Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций.

Пункт 32 документа устанавливает, что ни одно из государств-членов не должно вводить и применять в отношении лиц государств-членов и лиц, учрежденных ими, дополнительные условия, которые далее перечислены. Среди них в т.ч. фигурируют требования о закупках или использовании товаров или услуг, государством происхождения которых является одна из стран Союза. Нельзя применять также требования, которые ограничивают продажу товаров или поставку услуг на территорию этого государства-члена, импорт товаров на территорию этого государства-члена или экспорт товаров с его территории и увязаны с объемами производимых товаров и поставляемых услуг, использованием местных товаров и услуг или ограничивают доступ предприятия к иностранной валюте.

Норма по ведению субъектами торговли ассортиментных перечней товаров содержится в Законе от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Его ст. 21 гласит, что такой перечень разрабатывается и утверждается субъектом торговли или общепита на основании перечня, утвержденного регулятором. Порядок его разработки и утверждения определяет правительство, функции регулятора возложены на МАРТ.

Согласно постановлению МАРТ от 19.11.2020 № 74 «О перечнях товаров» для субъектов торговли и общественного питания утверждено 9 таких списков. Они касаются продовольственных универсальных магазинов (в зависимости от их типов и торговой площади), продовольственных специализированных магазинов, киосков и павильонов, непродовольственных торговых объектов, а также автомагазинов и объектов в сельской местности.

Министерство «не может согласиться с данным решением» ЕЭК и приводит в обоснование своей позиции ряд доводов. Подчеркивается, что законодательная норма об ассортиментных перечнях была введена до подписания Договора о ЕАЭС и направлена на регулирование деятельности субъектов хозяйствования на территории страны, а также на обеспечение продовольственной безопасности и прав потребителей на «гарантированное наличие в продаже в торговых объектах широкого ассортимента товаров, в т.ч. социально значимых».

Указанная норма, как подчеркивают в МАРТ, применяется в равной степени как к иностранным, так и к отечественным субъектам хозяйствования (на недискриминационной основе) и обеспечивает соблюдение требования предоставления иностранным поставщикам услуг национального режима. Установление ассортиментных перечней, по мнению регулятора, не является препятствием для свободного движения товаров на внутреннем рынке ЕАЭС: «данные статистики показывают, что за время действия данной нормы рост импорта потребительских товаров в Беларусь составил 29,3%, из стран ЕАЭС – 28,8%, в т.ч. из Российской Федерации – 35,2%».

Подчеркивается, что, несмотря на требования ст. 28 Договора о ЕАЭС, касающейся внутреннего рынка, в праве Союза прямо не предусмотрены специальные положения о необходимости согласования национального режима в отношении товаров.

В МАРТ, таким образом, считают, что страна не нарушает своих обязательств перед партнерами по евразийской интеграции, и министерство инициирует отмену решения ЕЭК от 01.03.2021 № 24 «О выполнении Республикой Беларусь обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза».

***

Обращает на себя внимание, что, во-первых, данная норма ранее не подвергалась критике со стороны наднациональных органов ЕАЭС и не трактовалась как дискриминационная, хотя она действует около 6 лет. Во-вторых, ЕЭК в последние годы фактически поддерживает устремления белорусских властей в части, например, ценового регулирования – они не вызывают никаких претензий, только в 2020 г. комиссия не менее двух раз давала добро на продление регулирования цен на социально значимые товары (по общему правилу оно не может вводиться более чем на 90 дней, в случае продления необходимо согласование с ЕЭК).

В отсутствие аргументов со стороны комиссии оценить мотивы решения сложно. Но в любом случае его можно рассматривать как сигнал о необходимости перехода к более дружественным конкуренции условиям регулирования торговли.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by