Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Глобализация
29.07.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕЭК сегодня и завтра

Многие понятия, словосочетания, аббревиатуры, появившиеся в нашем обиходе с началом движения к рыночным преобразованиям, мы давно воспринимаем как данность. Хотя, надо признаться, порой весьма приблизительно знаем, что за ними стоит...

Многие понятия, словосочетания, аббревиатуры, появившиеся в нашем обиходе с началом движения к рыночным преобразованиям, мы давно воспринимаем как данность. Хотя, надо признаться, порой весьма приблизительно знаем, что за ними стоит. Кто, к примеру, не слышал о существовании Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и нашем сотрудничестве с нею? А чем конкретно она занимается, в чем суть и польза сотрудничества?

Впрочем, узнать это оказалось несложно. Любопытство "НЭГ" удовлетворил начальник управления международных организаций МИД Владимир ПАВЛОВИЧ.

-- Владимир Станиславович, что представляет собой сегодня ЕЭК ООН и каковы основные направления ее деятельности?

-- В рамках Организации Объединенных Наций мир условно делится на регионы. ЕЭК ООН -- одна из пяти региональных комиссий Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) ООН. Членами ЕЭК являются 55 государств -- все страны Европы, США, Канада, Израиль, а также все страны СНГ, в том числе географически относящиеся к Азии.

Главный орган комиссии -- ежегодно созываемая пленарная сессия. В период между ежегодными сессиями проводятся неформальные сессии (Аd Hoc Infоrmal sessions), регулярные консультации, работают шесть основных комитетов (по внутреннему транспорту, развитию торговли, промышленности и предпринимательства, статистике и др.), а также рабочие группы и группы экспертов.

Исполнительный орган ЕЭК -- секретариат, возглавляемый исполнительным секретарем, который одновременно является заместителем Генерального секретаря ООН. Сейчас комиссию возглавляет представительница Словакии Бригита Шмёгнерова. Финансируется же деятельность комиссии из бюджета ООН.

Основные задачи ЕЭК заключаются в содействии экономическому развитию и сотрудничеству стран -- членов комиссии, укреплению экономических отношений между европейскими странами и остальным миром. Главное направление в ее деятельности -- это выработка норм и стандартов (конвенции, соглашения, рекомендации), проведение диалогов между странами по проблемам, находящимся в ведении комиссии (упрощение процедур торговли, развитие транспортных коридоров и др.), оперативная деятельность в регионе ЕЭК, включая оказание странам технической помощи.

С точки зрения интересов Беларуси можно выделить такие тематические направления, как анализ тенденций экономического развития региона ЕЭК, унификация статистических методологий, развитие транспорта, торговли, населенных пунктов, стимулирование предпринимательства, использование информационно-коммуникационных технологий, энергосбережение и охрана окружающей среды, реструктуризация промышленности.

-- Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений нашей республики с комиссией?

-- Отношения развиваются достаточно динамично. ЕЭК -- одна из приоритетных международных организаций для Беларуси как с политической, так и с практической точки зрения. Это обусловлено, во-первых, большим объемом нормотворческой деятельности в рамках комиссии. Во-вторых, в ее обязанности входит подготовка к глобальным конференциям ООН на региональном уровне и последующее осуществление решений этих конференций. Таким образом, в рамках ЕЭК постоянно проходит межправительственный диалог по различным пунктам международной экономической повестки дня.

В то же время в комиссии существует множество узкоспециализированных экспертных органов, участие в работе которых -- важнейшая задача не только Министерства иностранных дел, но и других органов госуправления страны. Более того, неучастие белорусских специалистов в деятельности комиссии зачастую означает реальные экономические потери для Беларуси. Взять к примеру хотя бы Минтранс республики, который обеспечивает соблюдение национальных интересов при формировании условий функционирования европейского рынка международных перевозок, построении панъевропейских транспортных коридоров. Выполнение норм и стандартов ЕЭК в области транспорта необходимо для успешного развития экспорта транспортных услуг. Соответствие производимых в Беларуси транспортных средств техническим стандартам ЕЭК необходимо для развития отечественной автомобильной промышленности.

Беларусь также активно сотрудничает с ЕЭК по таким направлениям, как устойчивое развитие населенных пунктов и территориальное планирование, внедрение энергоэффективных технологий, развитие предпринимательства, упрощение торговых процедур и электронная торговля, экологический мониторинг и др.

Особо следует упомянуть заинтересованность Беларуси в исследованиях последствий расширения Евросоюза для неприсоединяющихся стран ЕЭК. Данные последствия уже проанализированы для Беларуси, Украины и Российской Федерации, причем к работе привлекались и специалисты из перечисленных стран, что позволило донести до членов ЕЭК их точку зрения. На этот год запланирована серия семинаров (первый уже состоялся) с целью обсуждения проблем и возможностей для сотрудничества в контексте "новой Европы".

Важно отметить систематичность контактов представителей Беларуси и секретариата ЕЭК как на политическом уровне, так и на экспертном. Это необходимо для соблюдения интересов республики на этапе формирования нормативно-правовых документов. В процессе такой работы наши специалисты нарабатывают опыт и авторитет, что способствует их избранию в выборные органы и на выборные посты в рамках ЕЭК.

В этом году, например, Постоянный представитель Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Сергей Алейник был избран заместителем председателя комиссии.

-- С прагматической точки зрения особое значение, видимо, имеет техническая помощь ЕЭК нашей стране?

-- Техническая помощь по линии ЕЭК -- действительно важная составляющая сотрудничества Беларуси с комиссией. Прежде всего это содействие странам региона в "пересадке" на национальную почву норм и стандартов ЕЭК, в выполнении европейских конвенций. ЕЭК также может помочь в пределах своей компетенции в изучении экономической ситуации в секторальном разрезе и выработке решений насущных национальных и субрегиональных проблем.

В качестве примеров успешного сотрудничества можно привести реализуемые ныне проекты "Повышение энергоэффективности в государственном секторе Республики Беларусь" (общая стоимость 22,6 млн.USD) и "Устранение барьеров в области сокращения эмиссии парниковых газов за счет использования древесных отходов в городских системах отопления и горячего водоснабжения в Беларуси" (общая стоимость 8,9 млн.USD). Эти проекты, помимо природоохранного компонента, имеют еще и экономическую и социальную направленность, поскольку нацелены на повышение эффективности работы энергосистем, обслуживающих школы, больницы, жилищный сектор. Недавно завершена первая часть проекта "Переход к экономике, построенной на знаниях в регионе ЕЭК". В ее рамках экономика 15 стран Восточной Европы и СНГ, включая Беларусь, исследована с точки зрения готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества.

Однако же ЕЭК -- не благотворительный фонд. В основном техническая помощь оказывается за счет средств, привлеченных из других организаций и фондов системы ООН, от двусторонних доноров, частного сектора. Роль же ЕЭК сводится в первую очередь к управлению проектами, предоставлению консультативных и экспертных услуг.

-- Каковы перспективы развития отношений Беларуси с ЕЭК?

-- Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, в каком направлении будет развиваться сама комиссия, в т.ч. в результате реформирования.

(Нынче в ООН проходит так называемая вторая волна реформ, которые затрагивают и ЕЭК. Они направлены в основном на повышение эффективности управления организацией и снижение административных расходов.)

В условиях существующей в Европе конкуренции между различными международными организациями ЕЭК предпочитает ориентироваться на содействие странам с переходной экономикой и укрепление экономического сотрудничества между западной и восточной частями своего региона. Странам ЕС необходимо конструктивное партнерство как с присоединяющимися, так и с не присоединяющимися к Евросоюзу государствами, чтобы максимально использовать механизмы ЕЭК при выработке общеевропейских подходов в сфере экологии, упрощения торговых процедур, развития транспорта и др.

То есть на данном этапе имеются все необходимые объективные предпосылки для успешного продолжения и развития сотрудничества Беларуси с комиссией.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений