Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
09.10.2012 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕЭК ПРОСРОЧИЛА ПОМОЩЬ©

Беларуси и России не удается запустить механизм интеграции рынков госзакупок. Планы Евразийской экономической комиссии по разрешению проблем пока не приносят результата.

Беларуси и России не удается запустить механизм интеграции рынков госзакупок. Планы Евразийской экономической комиссии по разрешению проблем пока не приносят результата.

Согласно графику ЕЭК с 15 сентября т.г. наконец-то должен был заработать механизм исполнения норм Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 г., заключенного «тройкой» в целях интеграции национальных рынков госзакупок. Это предусматривал План мероприятий по вопросу взаимного признания электронных цифровых подписей, изготовленных в соответствии с законодательствами двух стран, утв. решением Коллегии ЕЭК от 23.08.2012 № 144 и одобренный решением Совета ЕЭК от 24.08.2012 № 70 (далее — План). Указанные документы направлены на взаимное признание сертификатов ключей подписи, выданных белорусскими и российскими удостоверяющими центрами (УЦ), авторизованными при электронных торговых площадках (ЭТП), после их авторизации на ЭТП другой страны.

До 10 сентября от сторон требовалась, в частности, доработка программного обеспечения ЭТП для работы с полученными средствами криптографической защиты информации, согласование порядка удостоверения полномочий поставщиков двух стран для участия в электронных аукционах, включая формы доверенностей. До 15.09.2012 г. План предписывал проведение взаимного тестирования возможности участия поставщиков сторон в электронных аукционах. Также необходимо было оформить акты (протоколы) такого тестирования и передать их в Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу России, Минэкономики Беларуси, ЕЭК. Кроме того, не позднее 14 сентября сторонам требовалось разработать инструкции (регламенты) для поставщиков другой страны по их участию в электронных аукционах и разместить такие инструкции (регламенты) на сайтах операторов ЭТП.

Беларусь в целом дисциплинированно отнеслась к решениям Коллегии и Совета ЕЭК по выполнению мероприятий Плана. В частности, ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», являющаяся оператором одной из двух отечественных ЭТП, готово обслуживать участников электронных аукционов из России, сообщил «ЭГ» начальник юридического отдела БУТБ Николай Тарасов.

Протоколом заседания правления ОАО от 10.09.2012 г. внесены соответствующие изменения в регламент организации и проведения электронных аукционов на ЭТП биржи, позволяющие российским поставщикам товаров (работ, услуг) участвовать в белорусских электронных аукционах с использованием ключей ЭЦП, полученных в удостоверяющих центрах РФ, авторизованных на федеральных ЭТП. Внесенные коррективы в регламент также направлены на обеспечение равных условий для конкуренции резидентов и нерезидентов Беларуси путем учета налоговых особенностей. Документом биржи предусмотрено, например, что россияне в случае участия их в электронном аукционе БУТБ делают ставки с учетом «условного» НДС в размере 20%. Для участника-нерезидента на ЭТП дополнительно отражается цена договора о закупке, соответствующая его текущей ставке. Договор о закупке с участником из РФ будет заключаться по цене, соответствующей последней ставке этого участника, за вычетом суммы НДС в размере 20%.

В регламенте БУТВ появился и дополнительный пункт, регламентирующий вопрос экономической ответственности за технические сбои. Согласно ему биржа не будет нести ответственности перед заказчиками и участниками электронных аукционов, в т.ч. российскими поставщиками, за ущерб, причиненный техническим сбоем, произошедшим, в частности, из-за использования оборудования, не соответствующего установленным требованиям, по вине провайдера, предоставляющего услуги доступа к сети Интернет.

Увы, технический компонент является серьезным фактором риска в сфере госзакупок, осуществляемых с применением электронных технологий. По данным источников структур, участвующих в реализации Плана, в первую очередь именно этот компонент тормозит белорусско-российскую интеграцию рынков госзакупок. Как сообщил на недавнем вебинаре с участием представителей стран ТС советник Департамента по конкурентной политике и политике в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко, в Беларуси и России применяются, например, разные механизмы криптографии, используемые для шифрования информации и представления документов. Между тем процесс интеграции включает в себя передачу сторонами средств криптозащиты для установки на ЭТП с целью адаптации программно-аппаратных комплексов.

Технические проблемы интеграции национальных систем госзакупок усугубляются организационным фактором. Для нашей страны она сулит существенную экономическую выгоду в виде расширения экспортных возможностей. По данным ЕЭК, в I полугодии 2012 г. общая стоимость лотов государственного заказа Российской Федерации, размещенного посредством электронных аукционов, составила 1,69 трлн. RUB. Доступ к такому «пирогу», конечно же, привлекателен для наших производителей, испытывающих трудности со сбытом своей продукции.

А вот Москва не горит большим желанием обеспечить такой доступ. Поэтому у россиян, в отличие от белорусов, явно хромает исполнительская дисциплина в отношении документов ЕЭК. Например, операторы российских ЭТП до сих пор не исполнили предписание по разработке инструкций (регламентов) для белорусских участников электронных аукционов. В результате наши поставщики товаров (работ, услуг) по-прежнему являются чужаками на российских электронных торгах.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений