$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЕДИНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ

01.04.2011

С созданием Таможенного союза и ЕЭП заметно активизировались деловые и научные связи Беларуси и Казахстана. В ходе международной научно-практической конференции «Новые вызовы экономике в XXI веке» в Институте экономики НАН Беларуси своей оценкой роли этих межгосударственных образований и проблем, стоящих перед нашими странами, с «Экономической газетой» поделилась директор Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономических исследований при Минэкономики и торговле Республики Казахстан Сара АЛПЫСБАЕВА.

— Судя по данным статистики, именно ваша страна получила наибольшие выгоды от вхождения в ЕЭП. Казахстанский экспорт в Беларусь за прошлый год увеличился в 5,4 раза, тогда как наш в Казахстан — лишь на 47,9%. Эта тенденция продолжается и в нынешнем году. В чем, по вашему, причина столь разной динамики?

— Здесь сыграли роль несколько факторов. Сразу скажу, я не сомневаюсь в том, что участие в Таможенном союзе и ЕЭП принесет выгоды всем участникам. Беларусь, к примеру, получила доступ к сырьевым ресурсам и в перспективе равнодоходные цены на них и существенно расширила рынок сбыта для своей продукции. Однако экономика Казахстана, с моей точки зрения, имеет более рыночный характер, чем ваша. Это и обуславливает различия в результатах внешнеэкономической деятельности, в частности, в возможностях использования преимуществ интеграции.

В принципе, казахстанская экономическая модель в переходный период оказалась достаточно эффективной. У нас проведена масштабная приватизация при сохранении ключевой роли госсобственности в некоторых секторах, были созданы полноценные рыночные институты, проведен тщательный анализ конкурентоспособности нашей экономики. За счет роста инвестиций началась структурная перестройка. Для адекватного ответа на вызовы в период кризиса был сформирован Национальный фонд Республики Казахстан, за счет которого трансферты поступали туда, где поддержка была не просто необходима, но наиболее эффективна. И у вас, как мне кажется, надо тщательно проанализировать эффективность господдержки. Она не должна нарушать условия нормальной рыночной конкуренции и ложиться тяжким бременем на казну. Можно, конечно, говорить о построении социально ориентированной рыночной экономики, но такая модель при отсутствии должных условий для внутренних и внешних инвестиций, проведения рыночных реформ и структурной перестройки экономики не может быть эффективной длительное время.

— Какие тенденции в экономическом развитии Казахстана можно выделись сейчас?

— В нынешнем году ситуация в экономике Казахстана улучшается. В 2009 г. основными факторами влияния были расходы государства по антикризисной программе и рост валового накопления на фоне снижения потребления домашних хозяйств и падения спроса на внешних рынках.

В прошлом году восстановилось позитивное влияние на экономический рост потребления домашних хозяйств и внешнего спроса за счет роста цен на энергоносители и металлы, но ухудшились инвестиционные процессы. При этом в структуре инвестиций в нашей стране собственные средства в 2010 г. составляли значительную долю — 45,9%, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 13,3%. Однако за 2010 г. рост инвестиций в основной капитал сократился в сопоставимых ценах на 0,5%. Эти тенденции подрывают основу устойчивости роста в текущем году, в который экономика Казахстана вошла с восстановленным спросом домашних хозяйств.

— С чем может столкнуться экономика вашей страны и Беларуси в ближайшие годы?

— Масштабы наших экономик довольно существенно различаются. Тем не менее обе они активно интегрируются в глобальное экономическое пространство вследствие высокой зависимости от внешних рынков. Это обуславливает значительное влияние изменений конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, а также внешних рисков.

Сокращение экспортной выручки казахстанских компаний из-за падения мировых цен на энергоресурсы, металлы и другие товары может привести к ухудшению сальдо торгового баланса и текущего счета и в целом к нарастанию дефицита платежного баланса. Кроме того, снижение предложения иностранной валюты при росте спроса вместе с уменьшением притока иностранных инвестиций создает предпосылки для девальвации тенге. Это чревато инфляцией, снижением реальных доходов населения и другими негативными последствиями. Насколько я знаю, в Беларуси сегодня эти проблемы столь же актуальны.

Из-за возможной девальвации и сокращения экспортной выручки существует риск снижения объемов ввозимых товаров. Я не разделяю мнение тех, кто считает, что с импортом, особенно потребительским, надо бороться. Полагаю, что это недальновидно. Ведь из-за подобных ограничений может ухудшиться ситуация на потребительском рынке, появится технологическое отставание ввиду меньших объемов ввоза оборудования, а также снизятся доходы бюджета из-за сокращения таможенных пошлин.

Падение доходов и объемов производства экспортно ориентированных предприятий Казахстана может уменьшить налоговые поступления. В свою очередь, рост дефицита госбюджета грозит инфляцией и необходимостью сокращать госрасходы. Кроме того, проблемы экспортеров создают цепную реакцию, затрагивая смежные предприятия и отрасли, в т.ч. малый и средний бизнес. В целом такие рецессионные процессы могут вызвать снижение рентабельности предприятий, исчезновение стимулов для инвестирования и потенциала для будущего экономического роста.

Еще одно следствие — сокращение рабочих мест и падение реальных доходов населения. В Казахстане официально регистрируемый уровень безработицы сегодня выше, чем в Беларуси, но правильнее вести речь об эффективной занятости. Поэтому нужно принимать во внимание риски, связанные с ростом социальной напряженности.

Как свидетельствуют результаты анализа, проведенного нашим Центром, если все эти возможные вызовы станут реальностью, темпы роста инфляции в Казахстане могут достичь 8,5—9,2%.

- В Беларуси в прошлом году инфляция составила 9,9%, да и в первые месяцы текущего года выше, чем в Казахстане и ряде других государств СНГ…

- Потому-то я и считаю, что нужно очень оперативно и внимательно отнестись ко всем этим вызовам.

- В исследовании «Doing business -2011» Казахстан занимает по показателю «Налогообложение» 39 место. Это лучший результат среди стран СНГ. Во второй сотне стран – налоговая система РФ, а Беларусь тут, к сожалению, уже не первый год на последней позиции. В Казахстане, по оценке многих экспертов, хороший Налоговый Кодекс, который мог бы служить примером для других государств, действуют довольно низкие налоговые ставки и давно вожделенные белорусскими налогоплательщиками нормы, например, по переносу убытков на будущие периоды. Как вы считаете, в каком направлении должна совершенствоваться ваша налоговая система или это уже почти идеал?

- Казахстанская система налогообложения, конечно, не идеальна, но мы на самом деле в последние годы многое сделали для ее совершенствования и прежде всего в направлении стимулирования инвестиций. Часто говорят, что наличие полезных ископаемых позволяет Казахстану иметь низкие налоговые ставки, поскольку бюджет пополняется ресурсными платежами. В определенной мере это так, но не совсем. Чтобы налоговое законодательство было прозрачным, не допускало двояких толкований вовсе не обязательно иметь природные ресурсы. Давно известно, что высокие налоговые ставки далеко не всегда обеспечивают большие поступления в казну.

Можно сказать, что наша налоговая система уж точно не тормозит предпринимательскую деятельность. Но налоговые проблемы есть и в Казахстане. К примеру, результаты исследований, проведенных в нашем Центре, позволяют утверждать, что необходимо переходить от единой ставки подоходного налога к прогрессивной шкале. Единая 10-процентная ставка независимо от уровня доходов не соответствует позициям социальной справедливости и эффективности наполнения госбюджета. Неслучайно в странах с развитой рыночной экономикой основной упор делается не на корпоративные налоги, а поступления от физических лиц при прогрессивной 2—3-уровневой шкале. Дифференциация доходов населения в Казахстане, по нашим оценкам, 1 к 9. Разумеется, кому-то это покажется неприятным, поскольку затрагивает материальные интересы, но прогрессивная шкала эффективнее. А проблему зарплат в конвертах можно решать и другим путем, о чем свидетельствует и мировой опыт. В подоходном налоге упрощение — это вовсе не обязательно одна ставка. Это и обоснованный необлагаемый минимум, и налоговые вычеты по различным расходам.

Беседовала
Валерия Герасимова

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях