$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЕДИНОЕ ТЕНДЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

19.11.2010

К 2013 г. в рамках формирования ЕЭП в Беларуси придется создать новый механизм госзакупок. Таково требование проекта межправительственного Соглашения «тройки» о государственных (муниципальных) закупках, опубликованного на днях Минэкономразвития РФ. В случае его подписания нашей стране предстоит радикально изменить подходы к регулированию и технологиям в данной сфере.

Документ призван обеспечить гармонизацию государствами ТС в целях экономической интеграции национальных законодательств в области госзакупок. На сегодняшний день они сильно разнятся, причем белорусское, по мнению экспертов, наиболее несовершенное. К такому выводу пришли, похоже, и разработчики проекта Соглашения, изучив тендерные системы трех государств. В России она базируется на федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в Казахстане — законе от 21.07.2007 № 303-III ЗРК «О государственных закупках», у нас — на указах Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и от 7.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь».

Ближе всего к унифицированному для «тройки» механизму госзакупок, как и следовало ожидать, оказалась российская модель. С одной стороны, она не мешает многочисленным случаям коррупции и разворовыванию бюджетных средств в РФ при организации торгов. С другой, эти факты как раз и становятся известными обществу благодаря транспарентности. Так что из всех вариантов данная модель — не худшая из возможных.

В ст. 3 проекта Соглашения сформулированы основные требования к сфере госзакупок, которые должны быть реализованы в национальных законодательствах «тройки». Даже беглый анализ этих требований указывает на необходимость серьезной корректировки белорусской системы.

Например, в соответствии с проектом каждая из стран ТС должна иметь свой веб-портал о госзакупках с беспрепятственным и бесплатным доступом к размещенной на нем информации. Таким образом, система закупок становится прозрачной для общества: любой желающий сможет узнать, как, сколько и на какие цели расходуются бюджетные средства и кто является заказчиком.

Такой подход принят сегодня во всем мире с широким применением Интернета. У нас же информация о закупках предоставляется за плату госпредприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и стоит недешево: 441,6 тыс. Br для белорусов, а для нерезидентов — еще дороже.

В проекте Соглашения особое внимание уделяется созданию условий для справедливой конкуренции поставщиков государств — участников ЕЭП. Национальные системы госзакупок должны обеспечивать для товаров, происходящих с территорий партнеров, а также их поставщиков режим не менее благоприятный, чем для местных. Например, национальное законодательство должно обеспечить «запрет на отказ потенциальным поставщикам в допуске к закупкам по основаниям непредставления такими поставщиками документов и сведений, требование о представлении которых не было установлено в извещении и (или) документации о закупке». Согласно документу следует ввести «запрет на установление критериев оценки, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, влекущих за собой необъективное и (или) неадминистрируемое определение победителя».

Кроме того, в национальном законодательстве не должно быть положений, разрешающих изменять условия исполнения договорных обязательств. В частности, не допускается изменение цены договора (контракта) о закупках в зависимости от инфляции, колебаний валютного курса, рыночной стоимости товаров, работ, услуг, а также уменьшение количества товаров (объема работ, услуг) без пропорционального снижения цены договора (контракта) о закупках.

Чтобы соответствовать критериям справедливой конкуренции, в нынешнем белорусском законодательстве придется изъять нормы, обеспечивающие привилегированное положение национальным товарам и поставщикам. Например, постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» установлены ограничительные меры по приобретению за бюджетные средства сельхозпродукции иностранного происхождения. В соответствии с данным документом спрос наших госзаказчиков на продукцию легкой промышленности также удовлетворяется путем неконкурентных поставок от отечественных производителей.

Но самая значительная трансформация, в случае утверждения данного проекта Соглашения, ожидает нашу систему госзакупок в области технологий. Конверты, конкурсная документация, ценовые предложения, конкурентные листы, оформленные на бумажных носителях, все еще сопровождают тендерный процесс в нашей стране. Хотя законодательство допускает ведение этого документооборота в электронной форме, такая возможность на практике пока не реализуется.

Между тем, для наших партнеров по ТС осуществление госзакупок на основе электронных технологий уже стало реальностью. Казахстан в целях очищения этой сферы от коррупции и откатов начал ее перевод в «е-формат» еще два года назад. А с января 2010 г. местные поставщики при осуществлении закупок методом ценовых предложений вовсе избавились от «бумажных привычек» и личных контактов с госзаказчиками.

Разумеется, те, кто раньше побеждал в процедурах за счет личных связей, негативно восприняли навязанные сверху технологии. Но с точки зрения государственных интересов они оказали весьма полезными, резко повысив транспарентность процесса закупок и ускорив его. По официальным данным, экономия бюджетных средств от внедрения «е-формата» в Казахстане уже составила 19,7 млрд. тенге. Создание же системы электронных госзакупок, в которой зарегистрировано свыше 77 тыс. участников, обошлось в 300—400 млн. тенге.

Активно внедряет электронные технологии в данной сфере и Россия. Причем и здесь их навязывает государство, рассчитывая на значительный экономический эффект. Ведь объем госзакупок у наших соседей оценивается в 120 млрд. USD. К 1.01.2011 г. в РФ будет завершен процесс перевода в «е-формат» аукционов, для проведения которых отобрано 5 электронных площадок. По мнению российских экспертов, электронные аукционы не только повысили прозрачность национальной системы госзакупок, но и создали от Калининграда до Владивостока единое экономическое пространство.

В случае интеграции систем госзакупок стран ТС, это пространство, как рассчитывают разработчики проекта Соглашения, расширится за счет Казахстана и Беларуси. Предполагается, что «е-формат», несмотря на огромные расстояния, свяжет воедино госзаказчиков и поставщиков «тройки». Правда, этот процесс почему-то планируется разноскоростным. Казахстану намечено завершить его лишь к 2017 г., а Беларуси — к 2013 г., хотя у нас опыта электронизации сферы госзакупок куда меньше. Да и каких-то подвижек в овладении им сегодня не наблюдается.

Михал Стельмак


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях