$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЕДИНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО:©

18.04.2014

от интереса — к инфраструктуре

Начало XXI столетия характеризуется ведущей ролью использования интеллектуального потенциала странами — лидерами мировой экономики.

Экстенсивная экономика и ставка на экспорт сырья практически исчерпали свои возможности. С осознанием этого страны СНГ проводят политику по налаживанию межгосударственного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.

Александр ШУМИЛИН, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь

В рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года (далее — Программа) накоплен непростой опыт сотрудничества, разрабатывается концепция научно-технического сотрудничества в странах Евразийского экономического союза (ЕЭАС). У каждой из наших стран есть свои сильные стороны в научно-технической и инновационной сферах.

Например, в Беларуси имеется опыт осуществления госпрограмм инновационного развития и мониторинга выполнения проектов в рамках этих программ, в Российской Федерации накоплен достаточный опыт привлечения финансовых средств, в т.ч. частных, в исследования и разработки, в Казахстане — содействия инновациям через государственные акционерные общества и фонды, в Украине — опыт внедрения инноваций в промышленности на региональном уровне. Во всех странах развивается научно-техническая инфраструктура. В рамках международного сотрудничества мы должны максимально эффективно использовать эти сильные стороны при реализации как национальных, так и межгосударственных проектов.

Вместе с тем, естественно, определился ряд проблем, серьезно препятствующих развитию интеграционных процессов. В основном они связаны с совместным созданием, распределением объектов интеллектуальной собственности, недостаточным использованием механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, бюджетной поддержкой инновационного предпринимательства. Необходимо отметить, что ряд этих вопросов, в частности, более активного использования механизмов венчурного финансирования, был поставлен главой государства перед правительством и научной общественностью во время состоявшейся 31 марта встречи Президента Беларуси с представителями отечественной науки.

Отдельно отмечу лишь несколько актуалий международного сотрудничества. Так, отсутствие отработанной схемы финансирования сильно тормозит реализацию проектов в рамках Программы. Около 2,5 года назад началось формирование перечня проектов Программы, а 31 мая 2013 г. главами правительств наших стран были утверждены 11 ее пилотных проектов, в 9 из которых участвует Беларусь. Но прошел почти год, а эти проекты так и не начали реализовываться, так как, несмотря на подпись премьер-министра, российская сторона не смогла своевременно выделить необходимое финансирование из-за ограничений национального законодательства. Очевидно, что затягивание выполнения этих проектов приводит к быстрой потере их актуальности и низкой эффективности всей Программы в целом, что показывает необходимость выработки единых подходов по финансированию проектов.

Еще одним примером является невозможность использования механизмов финансовой поддержки, предоставляемых российским фондом «Сколково», для поддержки разработок, осуществляемых в рамках СНГ и ЕАЭС нерезидентами РФ, что негативно сказывается на возможности коммерциализации прорывных разработок в рамках межгосударственных проектов и сдерживает возможное взаимовыгодное сотрудничество.

Хочу обратить внимание на вопросы сотрудничества в области научной и научно-технической деятельности в рамках ЕАЭС. Так, в настоящее время идет доработка Договора о Евразийском экономическом союзе. Одним из важных вопросов является включение в этот договор ст. 104 «Сотрудничество в области научной и научно-технической деятельности». Проект и вопрос включения этой статьи согласован на экспертном уровне белорусской и российской сторонами, однако в течение долгого времени не согласуется казахстанской стороной. Принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что вопросы части IV проекта Договора к предмету экономической интеграции не относятся и не могут быть включены в проект Договора.

Вместе с тем эффективное сотрудничество в сфере промышленной и инновационной политики предполагает системное взаимодействие государств, в т.ч. и на стадии научной и научно-технической деятельности. Отсутствие в тексте Договора норм о сотрудничестве в этой области повлечет за собой опасность того, что указанная сфера не найдет надлежащего правового регулирования в рамках нового интеграционного объединения.

Для решения этих вопросов с целью дальнейшей научно-технической интеграции необходимым является переход от этапа формирования единого научно-технологического пространства к единой научно-технической политике, увязанной с соответствующими национальными стратегиями, приведение системы господдержки науки и инноваций в международных рамках в единую систему. Для этого можно использовать нескольких подходов. В первую очередь необходимо определиться с приоритетами научного развития, организовать отбор, формирование и сопровождение тематики совместных приоритетных научно-технических и инновационных проектов. При этом примерный перечень таких научно-технологических и инновационных программ и проектов должен формироваться на основе детального анализа приоритетов и проблем экономического развития стран-участников, а также путем отбора на основании выработанных критериев предложений разработчиков. Необходимо разработать и реализовать единую политику финансирования и коммерциализации научных разработок, единую систему регистрации НИОКТР.

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях