Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Финансы
13.08.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕБРР льгот не просит

Публикация на страницах "НЭГ" статьи Евгения Сухаревского о льготах для получателей кредитов Европейского банка реконструкции и развития вызвала немедленную реакцию со стороны международной финансовой организации...
Публикация на страницах "НЭГ" статьи Евгения Сухаревского о льготах для получателей кредитов Европейского банка реконструкции и развития вызвала немедленную реакцию со стороны международной финансовой организации. Ее представители не совсем согласны с мнением нашего автора.

Заявление Европейского банка реконструкции и развития

Статья "Кредитный бум", опубликованная 2 июля 2002 года в "Национальной экономической газете", посвящена системе микрокредитования Европейского банка реконструкции и развития. Как, вероятно, известно вашим читателям, в рамках этой программы в Республике Беларусь 251 субъекту малого бизнеса предоставлены заемные средства на общую сумму более 2,6 млн.USD. В статье отмечено, что некоторые предприниматели, получившие микрокредиты ЕБРР, попадают в очень выгодное положение в связи освобождением их от налогов и сборов на импортные товары. В дальнейшем эта мысль развивается так, что у читателей создается впечатление, что такие льготы предоставляются только тем субъектам хозяйствования, которые получают кредиты в рамках упомянутой программы ЕБРР.

Схема микрокредитования предназначена для финансирования любого законного и платежеспособного малого бизнеса. Она не ориентирована только на импортеров. На самом деле подавляющую часть кредитов, выданных в рамках программы ЕБРР, получили индивидуальные предприниматели, на которых эти льготы не распространяются. Освобождение от налогов и сборов предоставляется в соответствии с президентским Декретом N 6, который распространяется на все кредиты, выданные под гарантию правительства Республики Беларусь.

ЕБРР, как международная финансовая организация, специально созданная для поощрения частной предпринимательской инициативы и поддержки экономических реформ, не является сторонником этого Декрета. В то же время мы уважаем и соблюдаем действующее законодательство.

-------------------------
ОТ РЕДАКЦИИ

Учитывая важность поднятого вопроса для белорусской экономики, мы также решили сами более глубоко разобраться в ситуации.

Большинство заемщиков, получивших доступ к микрокредитам ЕБРР, действительно не имеют права даже претендовать на освобождение от импортных пошлин по Декрету от 2001-02-27г. N 6 "Об упорядочении предоставления льгот по налогам и таможенным плтежам". Это индивидуальные предприниматели, а также предприятия, не закупающие для себя оборудование за рубежом. А право на льготы в соответствии с белорусским законодательством могут иметь только юридические лица, ввозящие что-то из-за рубежа для собственного производства. Сам механизм освобождения от сборов и пошлин на импортные товары достаточно сложен, так что даже тот, кто вправе им пользоваться, идет на это далеко не всегда.

И все же вопросы, поднятые Евгением Сухаревским, появились не на пустом месте. Льготы все-таки предоставляются, хотя пользуется ими главным образом вовсе не малый и средний бизнес.

По состоянию на конец 2001г. ЕБРР выдал через белорусские банки нашим субъектам хозяйствования 185,786 млн. ЕUR. Программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на сумму 2,6 млн. USD на этом фоне выглядит не особенно значительной.

Наряду с микрокредитами в 5--10 тыс.USD под действие Декрета N 6 попадают и крупные займы, выдаваемые белорусскими банками из средств ЕБРР -- от 50 тыс. до 2 млн.USD. Их получатели -- благополучные, относительно крупные по белорусским меркам предприятия, имеющие серьезные валютоокупаемые проекты. Число таких клиентов в Беларуси ограниченно. Их уход к белорусским банкам, получившим доступ к ресурсам ЕБРР, вызывает у остальных участников финансового рынка серьезное недовольство.

Валютные кредиты на сумму более 50 тыс. USD выделяются только под закупку промышленного оборудования, которое в течение срока выплаты должно выпустить экспортной продукции на сумму не меньшую, чем величина займа и проценты по нему. Причем валютоокупаемость проекта -- обязательное условие. Каждый доллар ЕБРР, вложенный в производство, должен превратиться как минимум в 1,15--1,3 USD выручки от продажи продукции на внешних рынках.

Для таких проектов таможенные пошлины и налоги -- вопрос принципиальный. Доплата в 30--50% за оборудование стоимостью в 1 млн. USD погубит многие новые производства, ориентированные на экспорт. Да и изыскать даже этот миллион где-то еще белорусскому предприятию очень не просто.

Европейский банк реконструкции и развития на сегодняшний день является одним из крупнейших кредиторов белорусской экономики. Отказываться от его денег явно не разумно -- других нам никто особенно и не предлагает.

Таким образом, отмена льготного режима ввоза промышленного оборудования, конечно, поставит белорусские банки в равные условия в борьбе за самых богатых клиентов, но в то же время нанесет сильнейший ущерб экспорту. Ухудшение внешнеторговых показателей поставит под удар прежде всего министра иностранных дел Михаила Хвостова, премьер-министра Геннадия Новицкого, а также руководителей отраслевых министерств и концернов.

Пока же схватка вокруг Декрета N 6 носит довольно жесткий характер. Ставка в этом споре очень велика, ведь даже проценты по крупным кредитам -- это миллионы долларов.
Александр ПЛЮСКОВ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by