$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ЕАЭС: идет согласование транспортной политики

12.12.2016

Беларусь одобрила проект Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики в ЕАЭС. Данный документ включен в план рассмотрения и утверждения главами государств «пятерки» на саммите 26 декабря в Петербурге, сообщили в ЕЭК.

Напомним, что одной из важнейших составляющих Договора о Евразийском экономическом союзе является раздел «Транспорт», ориентирующий страны – члены ЕАЭС на создание единого транспортного пространства, общих стандартов, регламентов и требований в этой сфере с учетом национальных различий.

Общая транспортная сеть «пятерки» включает 1,6 млн. км автомобильных и 108 тыс. км железных дорог, 107,5 тыс. км внутренних водных путей и 793,5 тыс. км воздушных трасс. Доля транспорта в валовой добавленной стоимости составляет около 8%, ежегодно здесь всеми видами транспорта (без трубопроводного) перевозится порядка 10 млрд. т грузов. В 2015 году 72,1% общего объема перевозок грузов обеспечил автотранспорт (в России — 67,4%, Казахстане — 85%, Беларуси — 40,2%). По итогам января – июня 2016 г. автотранспорт занял первое место в белорусском экспорте услуг- 514,1 млн. USD.

К сожалению, механизм транспортной интеграции серьезно буксует, в том числе пока нет реальной отдачи от реализации Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов ЕАЭС, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена ЕАЭС на период с 2016 по 2025 годы, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 8.05.2015 № 13.

Данный документ дал, например, старт с 1.01.2016 г. либерализации каботажных перевозок. Страны, входящие в ЕАЭС, должна принять нормативные правовые акты, устанавливающие право любого перевозчика, допущенного на основании законодательства государства - члена ЕАЭС к выполнению международной автомобильной перевозки грузов, на осуществление каботажных автомобильных перевозок грузов на временной основе. В частности, Россия должна предоставить право белорусским перевозчикам после завершения на территории РФ международной автоперевозки грузов из государств, не являющихся членами ЕАЭС, выполнить на обратном пути одну каботажную автоперевозку грузов на территории Брянской, Псковской или Смоленской областей. Между тем правовых основ для ведения такого бизнеса пока нет, так как россияне не спешат с внедрением соответствующих процедур.

Процесс интеграции в автотранспортной сфере тормозится и по другим причинам. Например, имеются серьезные различия в состоянии автотранспортных комплексов, диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры государств. Скажем, у белорусских перевозчиков самая высокая в ЕАЭС удельная оснащенность транспортными средствами, используемыми для международных грузоперевозок. Количество таких автомобилей в расчете на 1 тыс. населения в нашей стране превышает, в частности, российский показатель в 6 раз (1,5 тыс. и 0,25 тыс. единиц соответственно).

Часть проблем нашла отражение в проекте Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики. Планируется развитие евразийских транспортных коридоров, проходящих по территории Союза. Намечается унификация режимов и преференций, более широкое применение сквозных тарифных ставок при осуществлении комбинированных и мультимодальных перевозок грузов, увеличение мощности пунктов пропуска через государственные границы, совершенствование технологий и процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

На повестке дня — также повышение уровня технического состояния транспортных сетей, увеличение пропускной способности и технической оснащенности грузонапряженных участков, развитие сопутствующей инфраструктуры и сервиса, оптимизация процессов перевозки. Документ ориентирует на создание благоприятных инвестиционных условий в транспортной сфере, развитие практики строительства и эксплуатации дорог на основе концессионных соглашений, внедрение инновационных технологий, снижение ресурсоемкости перевозок.

Дальнейшее развитие получат смешанные, в том числе контейнерные, сухогрузные, танкерные, воздушные перевозки, продолжится работа над формированием оптимальных маршрутов, выявлением и устранением технических и административных барьеров.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ