$

2.0759 руб.

2.3142 руб.

Р (100)

3.2154 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Факты, комментарии

Дымовая завеса

14.07.2009

Табачная отрасль мало подвержена влиянию кризисов. Выпуск сигарет всегда был высокорентабельным, а его производители и сегодня надеются нарастить объемы производства и осваивают новые виды продукции. В результате компании, сумевшие приспособиться к работе в Беларуси, чувствуют себя довольно уверенно. Правда, таких счастливчиков немного и стабильным свое положение они не считают.

ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани», белорусская дочерняя структура одного из лидеров мировой табачной индустрии British American Tobacco, вовремя сориентировалось в изменяющейся конъюнктуре и постепенно сместило акценты с импортных поставок на кооперацию с отечественными фабриками. Это позволяет постоянно наращивать число брендов. За 4 года рост объемов компании составил с 5 до 20%.

С июля ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»» начинает контрактное производство сигарет марки «Capri» формата superslims. По словам директора ИП Эдуарда Грамовича, предприятие ставит задачу захватить 25-30-процентную долю на рынке, где сегодня BAT приходится конкурировать с Japan Tobacco International и Imperial Tobacco Group В и местными производителями. А рынок достаточно интересен: потребности курильщиков в Беларуси постоянно растут. По данным Всемирной организации здравоохранения, к ним в прошлом году в нашей стране относилось 37,4% взрослого населения. Но и это не предел: за январь-май 2009 г. через все каналы реализации было продано 7,9 млрд. шт. сигарет — на 2,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Правительство Беларуси утвердило квоты на производство в 2009 г. в размере 19,9 млрд. шт. «Неман» сможет выпустить 13,4 млрд. шт. (в 2008 г. — 12,75 млрд.), СП «Табак-Инвест» 6,5 млрд. шт. (6,75 млрд. годом ранее). Впрочем, эти данные могут быть изменены. В 2007 и 2008 гг. разрешение пересматривалось в сторону повышения. Всего, по данным Белстата, производство табачных изделий в 2008 г. составило 19,499 млрд. шт., что на 4,3% больше, чем в 2007 г.

В то же время объемы импорта почти наверняка продолжат сокращаться. За январь-апрель 2009 г. количество ввезенной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. уменьшилось на 53,1%, до 118,9 млн. шт., в стоимостном выражении — на 56,9% (до 2,681 млн. USD).

Инициатором таких изменений стало государство, проводящее на перспективном рынке активную политику импортозамещения, ключевыми пунктами которой стали не только освоение собственных торговых марок, но и кооперация с мировыми отраслевыми лидерами (выпуск лицензионной и контрактной продукции на белорусских фабриках). Одновременно за счет введения института специмпортеров, сокращения ввозных квот и иных мер удалось контролировать (а точнее снижать) количество иностранных сигарет на прилавках. По прогнозу специалистов, в ближайшем будущем останутся только те марки, которые производить невыгодно (от 1,5% до 5% общего количества).

В результате отечественные предприятия загружены полностью. В 2008 г. на внутренний рынок поставлено 10,8 млрд. шт. сигарет под иностранными брендами (т. е. 52% от общего оборота табачных изделий). При этом 9,6 млрд. шт., или 46% от общего объема производства, изготовлены в Беларуси.

Улучшилось экономическое положение отрасли. ГТФ «Неман» и «Табак-Инвест» входят в двадцатку крупнейших налогоплательщиков Беларуси, занимая в этом списке по итогам 2008 г. 15-е и 18-е места. Даже кризис не нанес табачникам значительного ущерба, хотя около 90% сырья приходится закупать за рубежом. Так, рентабельность ГТФ по итогам I полугодия 2009 г. составила 26,1%.

Впрочем, у таких достижений есть и не слишком приятная оборотная сторона. В январе акцизы на табачные изделия в среднем выросли на 32%, а в премиум-сегменте — на 101%. С 1 июля Указом от 25.06.2009 № 332 для минимизации последствий кризиса в Беларуси акцизы вновь повышены.

К тому же рынку снова грозит передел. Ходят слухи о введении запрета на осуществление негосударственными предприятиями оптовой торговли табачными изделиями. Напомним, что в 2008 г. аналогичная мера была принята в отношении импортных сигарет. В прошлом году специмпортер «Беларьторг» начал отгружать продукцию только госкомпаниям. Теперь же частный бизнес может лишиться места на высокодоходном рынке полностью.

Однако ряд экспертов сомневается в возможности реализовать дополнительно 18 млрд. шт. в год (при прежних объемах менее 2 млрд. шт.) силами исключительно привилегированных госструктур. Если же на рынке возникнет дефицит продукции, пострадают, как обычно, рядовые потребители.

Пока же структура рынка табачных изделий Беларуси стабильна, причем в основе ее лежит переключение большинства курильщиков на продукцию отечественного производства. Это гарантирует государству стабильное поступление акцизов и иных налогов. Может, достаточно удовлетвориться этим?

Олег КВАША


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы