$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дым общих акцизов

19.03.2013

ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» в партнерстве с иностранным предприятием «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг компании» в марте ввели в эксплуатацию новую сигаретно-упаковочную линию для производства сигарет формата «Super Slims» производительностью более 6 млн. шт. в сутки. Запуск этого оборудования — второй этап инвестиционного проекта стоимостью 11 млн. EUR, начатого в прошлом году и направленного на устранение дефицита на табачную продукцию на внутреннем рынке.

В октябре 2012 г. стороны наладили выпуск продукции в формате «Compact Size». Как признает гендиректор ОАО «ГТФ «Неман» Ю.Чернышев, проект несколько запоздал — в прошлом и нынешнем годах на внутреннем рынке пока ощущается дефицит табачной продукции прогрессивных форматов. Однако партнер ГТФ принял решение об инвестициях, только получив гарантии о либерализации ценообразования на табачную продукцию.

100-процентная загрузка нового оборудования позволит насытить рынок и сбить на нем цены на импортную продукцию. В т.г. фабрика планирует выпустить 28 млрд. сигарет и нарастить экспорт до 2,4 млрд. Однако в январе–феврале после повышения ставки акцизов пришлось пережить некоторое снижение отгрузки. Во-первых, курильщики «подготовились», создав запасы, а во-вторых, новый уровень цен всегда сопровождается периодом привыкания. Похоже, что в марте потребители несколько адаптировались к ценовому шоку и увеличивают потребление. Однако это происходит не так легко, как хотелось бы монополисту, из-за досадной активности одного из конкурентов. Дело в том, что в начале года активно распродавал свои запасы «Табак-Инвест», доля которого на рынке составляет 20,5%. Ему удалось несколько потеснить ГТФ в нижнем ценовом сегменте, однако Ю.Чернышев заверил, что на демпинг «Неман» может ответить достойно.

Специалисты предприятия были готовы к тому, что обычно при резких колебаниях цен потребители склоняются к низкому ценовому сегменту. Так, сегодня продажи сигарет формата «King Size» падают, а сигарет без фильтра замерли на уровне 1 млрд. шт. — обычная «доза» курильщиков на сезон посевной и уборочной кампаний. Зато продажи сигарет новых форматов растут бурно, примерно на 5% в год, в прошлом году их доля на рынке достигла 19%, а в текущем, как ожидается, дойдет до 25%. Такая же динамика наблюдается и в России, и в Украине. Поэтому 70% экспортируемой продукции формируется поставками сигарет форматов «Compact Size» и «Super Slims».

Анализ рынка показывает, что потребители активно переходят в средний или высокий ценовой сегмент по мере роста своих доходов. С учетом этого фактора в 2012-м – начале 2013 г. резкого ухода потребителей в низкий ценовой сегмент у нас нет, зато есть определенные предпосылки смещения спроса в средний ценовой сегмент, считает директор ИЧП «БАТ» Павел Бочаров. Но этого пока не происходит.

Возможно, повышение ставки акцизов несколько сократит нелегальный экспорт табачной продукции, который пока оценивается на уровне 10 млрд. шт. в год. Помочь этому должна гармонизация налогов в рамках ТС. Отношение к данному процессу у участников рынка противоречивое. Глобальные компании его приветствуют, поскольку их стимулирует система штрафов за переток продукции по нелегальным каналам на соседние рынки. А вот отечественный производитель хотел бы, чтобы гармонизация акцизов с РФ на табачную продукцию произошла как можно позже. В частности, Ю.Чернышева идея гармонизации акцизов тревожит. В комментарии «ЭГ» он пояснил, что за счет «эффекта масштаба» у российских компаний больше возможностей снижать себестоимость, формируя более привлекательную цену. Гармонизация акцизов приведет к тому, что стоимость табачной продукции международных компаний и национальных выровняется и предпочтения покупателей могут сместиться не в пользу отечественных производителей. Единственная защита от российской экспансии — своевременная модернизация производства и закрепление на рынках. Если скорость роста останется прежней — по 200% в год, то в следующем году ГТФ официально экспортирует уже 4 млрд. шт. сигарет. Однако Беларусь при производстве около 30 млрд. шт. табачных изделий никак не может повлиять на табачный рынок России, даже если будет экспортировать половину выпускаемой продукции. Между тем пока участники ТС гармонизируют акцизы, увеличивается угроза поставок дешевых контрабандных сигарет из Украины.

Следующее повышение акцизов на табачную продукцию в соответствии с Налоговым кодексом произойдет в июле. Естественно, это повлечет увеличение цен, иначе предприятию грозят убытки. Согласно бизнес-плану предприятие планирует нарастить выручку до 6 трлн. Br и получить прибыль, достаточную, чтобы новое оборудование окупилось за 1,5 года. По словам Ю.Чернышева, наращивать прибыль при том, что акцизы составляют 40% себестоимости, а вместе с НДС — 62%, фабрике удается благодаря востребованности своей продукции. Во многом это связано со своевременной модернизацией с помощью БАТ. Иначе до сих пор пришлось бы делать дешевые сигареты — «Приму», «Астру». Теперь же в ассортименте фабрики современная, востребованная продукция.

БАТ увеличила контрактное производство на ГТФ «Неман» в прошлом году на 17%, до 5,12 млрд. шт., и расширила свою долю на белорусском рынке до 15,5%. По оценкам, сотрудничество с ГТФ позволит БАТ довести свою рыночную долю в ближайшие 5–7 лет до 25–30%. Директор ИЧП «БАТ» П.Бочаров считает, что успешная реализация совместного с ГТФ инвестпроекта позволяет БАТ выступать гарантом стабильности поставок табачных изделий внутри страны.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

СПРАВКА «ЭГ»

В 2012 г. на ГТФ «Неман» произведено 26,7 млрд. сигарет (на 14% больше, чем в 2011 г.), в т.ч. по контрактам и лицензияим — 5,8 млрд. шт. Чистая прибыль при этом выросла в 6,5 раза, до 481,2 млрд. Br, а экспорт в стоимостном выражении — в 4,5 раза, до 10,6 млн. USD.

По данным Белстата, табачные изделия в республике подорожали за январь–февраль текущего года на 31,4%, а в годовом исчислении — более чем в 1,5 раза.



Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях