$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

ДВОЙКА ПО ЗАРПЛАТЕ©

07.02.2014

 

Качественное образование приносит огромный экономический эффект, уверяют авторы очередного доклада ЮНЕСКО: прироста ВВП на душу населения на 23% в течение 40 лет можно достичь за счет обеспечения достойного уровня образования, в т.ч. начального и среднего.

Таким образом, будущее Беларуси в руках учителей. Но в отечественном образовании одна из самых низких зарплат по стране, потерян престиж профессии, стал катастрофическим дефицит кадров.

Согласно последним данным Белстата в декабре 2013 г. средняя заработная плата в образовании была в полтора раза ниже, чем в целом по республике — всего 3,927 млн. Br, в т.ч. учителей — 4,378 млн., профессорско-преподавательского состава — 7,414 млн. Br. Строители получают вдвое больше, а работники лидирующих по номинальной начисленной зарплате секторов «Финансовая деятельность» и «Научные исследования и разработки» — в 2,5 раза. Не удивительно, что работать в школе не хотят не только выпускники педагогических вузов, но даже опытные учителя. И если в учебном году «оставшиеся в живых» еще как-то держатся, то летом по всем школам, особенно столичным, проходит волна массовых отказов продолжать работу. В этом году СМИ сообщали, что некоторые учебные заведения подписали «в сезон» до 30 заявлений на увольнение.

По международным меркам наши учителя получают чуть больше, чем их коллеги в Египте. В октябре 2013 г. международный фонд WageIndicator опубликовал отчет по зарплатам учителей в 2013 г., используя данные 13 стран, в котором нам досталось предпоследнее место. Зарплата белорусского учителя по данным международного рейтинга в 7 раз меньше, чем у немецких педагогов. При этом аналитики WageIndicator отмечают, что медианная зарплата белорусских преподавателей более чем в 2 раза превышает национальную минимальную заработную плату. В Бельгии и Голландии школьный учитель зарабатывает более 9 EUR в час, в Испании — 4,7 EUR. Мы отстаем от России, Азербайджана, Бразилии, Колумбии, Чили, Аргентины и т.д.

Очевидно, что требуется срочное решение проблемы. Недавно педагоги направили письмо в Совмин с просьбой обратить внимание на ситуацию с зарплатами и социальными гарантиями в отрасли. В ответ решением Мингорсовета из городского бюджета часть средств была направлена на материальное стимулирование работников учреждений образования, организаций физической культуры и спорта. В результате минские учителя получили «щедрую» прибавку: по 50–150 тыс. в зависимости от занимаемой должности. Например, надбавка за классное руководство в школах или кураторство групп в университетах увеличена с 80 до 130 тыс. Br. Наверное, по мнению городских властей, эта сумма должна успокоить и порадовать столичных педагогов, тем более что областным и районным коллегам и это пока не светит.

Минобразования надеется на эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда, проводимый на базе 5 столичных школ. Отраслевая система предусматривает зависимость уровня оплаты труда от качества и результатов работы. Она учитывает отраслевые особенности и интенсивность труда педагогических работников путем установления выплат за воспитательную и организационную работу, преподавание учебных предметов на повышенном уровне, работу с одаренными детьми, за участие в экспериментальной и инновационной деятельности учреждения образования и прочее. Планируется, что зарплата педагогических работников увеличится в среднем на 15%. Отчет об эффекте эксперимента будет готов к 1 сентября 2014 г. Настораживает, что с промежуточными результатами прессу не знакомят, но будем надеяться, что окончательные итоги нас приятно удивят.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ