$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДВИЖЕНИЕ МОДЫ НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ

16.08.2011

Потребительский импорт сегодня в Беларуси — дело неблагодарное. С одной стороны, импортеров винят в вывозе «незаработанной» валюты из страны. Если формально ввоз товаров из-за рубежа не запрещается, то ограничения на приобретение валюты, ее дефицит и девальвация рубля фактически ставят на грань выживания торговцев заграничным товаром. Но у них есть свой ресурс поддержки — потребительские предпочтения населения. Может ли это помочь, рассказывает директор брестского ООО «Топо», занимающегося оптовой торговлей обувью, — Евгений МАРКЕВИЧ.

— Обувь — это товар, не терпящий ограничений по цвету, материалу, фасону, производителю. Посмотрите на ноги прохожих — люди не любят обуваться одинаково. Сапоги, туфли обеспечивают человеку комфорт в самых разных жизненных ситуациях, формируют имидж. Выбирая определенную обувь, рабочий, учитель, чиновник демонстрирует окружающим свой стиль жизни.

Экономические трудности, с которыми столкнулась наша страна, конечно, изменили ее обувной рынок. Для отечественных производителей он стал второстепенным: все бросились искать счастья за рубежом, в первую очередь в России.

— Такова политика государства. Стране нужна валюта…

— Конечно. Но добавлю, что валюта нужна не только государству для обеспечения, скажем, национальной энергобезопасности, но и производителям самых разных отраслей, закупающим за рубежом сырье и комплектующие. Возможно, кто-то, проникшись этими трудностями, готов изменить своему стилю и отказаться от приобретения пары-другой новой обуви. Но босиком ходить люди не станут. А ведь есть немало модников и модниц, не испытывающих финансовых проблем, желающих по-прежнему идти в ногу со временем и приобретать изящный модельный товар. Встречаются также граждане без особых притязаний, но испытывающие потребность в качественной и удобной обуви. Поэтому, надеюсь, что наша компания — совсем не лишняя на белорусском рынке.

Кстати, мы пробовали разместить заказы по пошиву модельной обуви на отечественных фабриках, однако те от такого партнерства почему-то отказываются. Возможно, полагают, что в нынешней ситуации им более выгоден зарубежный заказчик. Иные, обнаружив, что конкуренция на внутреннем рынке заметно ослабла, считают, что можно особо не гнаться за модой, работать по старинке и сбывать здесь продукцию отнюдь не самого современного дизайна.

— Из каких стран «Топо» импортирует обувь?

— Из Польши и Китая. Специалисты обувной отрасли знают, что производители этих стран в последние годы сделали качественный рывок и расширяют свое влияние на других рынках. Особенно заметен прогресс польских обувщиков. После вхождения страны в ЕС им удалось выдержать конкуренцию на местном рынке со стороны традиционно сильных западноевропейских и китайских производителей. Более того, сегодня польские фирмы активно осваивают рынок Евросоюза, сопредельных государств. Их продукция становится все популярнее и у белорусов, что, кстати, повлияло на наш выбор поставщиков.

— Любопытно, как они реагируют на то, что происходит сейчас в Беларуси?

— С пониманием. Кризисы ведь бывают не только в Беларуси. В самой Польше были периоды экономического спада, сменявшиеся затем подъемами. Да и сегодня во многих странах ЕС обстановка весьма напряженная. Один из главных уроков, твердо усвоенных зарубежным бизнесом, состоит в том, что, несмотря на любые катаклизмы, нельзя терять рыночные ниши, поскольку их тут же займут конкуренты. Поэтому польские и китайские партнеры идут нам навстречу, всячески облегчают условия работы. Например, предоставляя отсрочку платежа.

— Ваша компания поставляет обувь предприятиям розничной торговли, которые работают непосредственно с населением. Сказывается ли на этой цепочке снижение реальных доходов населения и требуется ли корректировка отношений с магазинами?

— Безусловно, в кошельках большинства белорусов денег поубавилось, что отразилось на их возможностях и поведении. К выбору и покупке обуви они стали относиться значительно серьезнее. Некачественный товар, устаревшие модели, да еще и дорогие, покупатели, как правило, обходят стороной. Их повышенная требовательность заставляет оптовиков и представителей розницы вместе искать подходы к ведению бизнеса.

Поэтому мы стараемся выбирать партнеров, которые хотят и умеют работать в сложных условиях. Например, мы предлагаем гибкую систему скидок — в зависимости от вариантов оплаты, объема заказа и других условий. Для наиболее мобильных партнеров оптовая цена реализации может быть дешевле на 35% уровня базовой цены, которая применяется при 30-дневной отсрочке платежа.

— Большинство субъектов хозяйствования, связанных с внешнеэкономической деятельностью, не в восторге от проводимой валютной политики. Вы-то как с ней уживаетесь?

— Кое-какие неудобства она приносит. Чтобы рассчитаться с зарубежными поставщиками, нужна валюта. Поскольку банки ее нам не продают, приходится искать экспортеров, которым нужны белорусские рубли, и договариваться о конвертации. Такие поиски продолжаются порой достаточно долго. Ведь расставаться с валютной выручкой белорусские предприятия, как правило, не спешат, приберегая ее на более важные цели. Жаль потерянного времени, которое наши менеджеры могли бы с пользой потратить на решение других, более конструктивных задач. Из-за несвоевременных расчетов страдаем не только мы, но и покупатели. Если у нас нарушаются графики поставок, то беднеет ассортимент магазинов, людям приходится тратить больше времени на поиск нужного товара. Поэтому самое актуальное сегодня — восстановление функционирования полноценного валютного рынка, преодоление множественности обменного курса белорусского рубля и обеспечение свободного доступа к валюте для всех субъектов хозяйствования. Без этого бизнес-климат в Беларуси нормальным не будет.

Беседовал Михал СТЕЛЬМАК