$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЫЧАГАМИ©

12.09.2014

Комплекс мероприятий по развитию рекламного рынка в Республике Беларусь на период до 2016 года, утвержденный в июле коллегией Министерства торговли, показывает, что главной движущей силой рынка должны стать министерства и местные органы власти. Им поручается определять направления развития рекламы в стране, контролировать ее качество и соответствие законодательству.

В первую очередь планируется подправить нормативную базу. В частности, изменения в Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» должны исключить возможность размещения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом иных товаров. Плату за предоставление права на использование городской среды в рекламных целях, взимаемую в местные бюджеты на основании гражданско-правовых договоров, заменит местный сбор, регулируемый Налоговым кодексом. Таким образом, условия внесения платежа и ответственность за неуплату станут гораздо жестче. Помешать недобросовестной конкуренции должны изменения в Государственный стандарт о средствах наружной рекламы СТБ 1581-2008, определяющие минимально допустимое расстояние между средствами наружной рекламы в населенных пунктах.

Местным органам власти предлагается подготовить концепции развития рынка наружной рекламы в городах, где проводятся торги на право ее размещения, определив территории (районы, улицы), на которых размещение рекламы допускается исключительно по результатам торгов, где она в принципе допускается, а также места, где ее размещение не планируется либо ограничивается. При этом исполкомы должны предусмотреть и перечень оснований для отказа в размещении рекламы. В региональных концепциях будут сформулированы требования к виду, форматам и внешнему виду рекламы, утвержден порядок расчета платы за размещение наружной рекламы, перечисляемой в местный бюджет.

Гораздо разнообразнее выглядит второй блок комплекса мероприятий, посвященный контролю и развитию рекламного рынка. Впрочем, первого здесь гораздо больше. Так, облисполкомам, Мингорисполкому и Минторгу надлежит контролировать рекламу, размещаемую на телевидении, радио, в СМИ, листовках, каталогах, Интернете, на транспорте. С особым тщанием будут отслеживаться телереклама (на предмет объемов и количества рекламных пауз в час), реклама алкоголя и табачных изделий (на наличие предупредительных надписей, соблюдение требований к содержанию и местам размещения, запретов на проведение любого рода акций), реклама скидок (на предмет указания их размера исключительно от розничной цены либо в номинале, на достоверность информации и т.д.), реклама банков и микрофинансовых организаций, предлагающих займы и кредиты населению, реклама риэлтерских организаций (на достоверность сведений о цене объектов недвижимости и т.д.), медицинской тематики (на наличие согласования), информация на сайтах интернет-магазинов, реклама, содержащая слова, создающие впечатление о превосходстве товара (работы, услуги) по сравнению с другими. Особо будет отслеживаться употребление слов «самый» и «наилучший». Торговое оборудование проинспектируют на наличие запрещенной рекламы табачных изделий или соответствия внешнего вида наружной рекламы требованиям законодательства, в т.ч. СТБ 1581-2008.

Кроме того, чиновникам облисполкомов предстоит обеспечить развитие рынка наружной рекламы и, разумеется, рост поступлений от нее в местные бюджеты. Особая роль отводится здесь Мингорисполкому и Минскому облисполкому. Им поручено обеспечить надлежащее качество рекламного оформления автодороги к Национальному аэропорту, отведя особую роль наружной рекламе, ориентированной на гостевую аудиторию (реклама банков, гостиниц, турфирм, объектов досуга, операторов связи, авиакомпаний, медцентров и т.п.), а заодно информировать Минторг о заявлениях на получение разрешения на размещение средства наружной рекламы вдоль автодороги. Исполкомы будут даже вырабатывать рекомендации для внешних характеристик рекламных конструкций, вновь устанавливаемых на автодороге (типоразмерному ряду, цветовой гамме, дизайну и др.). Надо полагать, у чиновников это получится куда лучше, чем у дипломированных маркетологов и дизайнеров.

Зато можно быть уверенными если не в эффективности, то в идейности содержимого билбордов — оно подлежит согласованию со специалистами главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома.

Важное место в комплексе отводится совершенствованию административных процедур, электронных услуг, модернизации программ учета средств наружной рекламы. Запланирован ряд мероприятий по совершенствованию социальной рекламы, включая оптимизацию расходов на ее производство и улучшение качества.

Власти намерены помочь объединениям субъектов рекламного рынка в организации и проведении фестивалей рекламы, конкурсов, выставок и иных мероприятий, направленных на развитие национального рекламного рынка, а также привлечь их к работе по подготовке проектов нормативных правовых актов в области рекламы.

Скромное место товаропроизводителей в развитии рекламного рынка обрисовано в блоке мер по продвижению товаров (работ, услуг). Отечественным промышленникам настоятельно рекомендуется почаще размещать актуальную информацию о себе, не являющуюся рекламой, на ТВ, радио, в печатных СМИ. Спрос будет с Белтелерадиокомпании, редакций СМИ, Мининформа, в т.ч. за предоставление скидок на рекламные материалы, за создание теле-, радиопередач, информирующих население о конкурентных преимуществах белорусских товаров перед иностранными аналогами и достижениях производителей в области качества. Отраслевые органы госуправления тоже обязаны рекомендовать подчиненным предприятиям размещать рекламу, создавать социальную рекламу, предоставлять ритейлерам специализированное торговое оборудование с элементами рекламы, буклеты, каталоги, фирменные упаковочные материалы, размещать в торговых залах бренд-стенды.

Сотрудничество товаропроизводителей с торговлей должно подкрепляться проведением рекламных акций, игр и дегустаций с предоставлением скидок, подарков, дисконтных карт, бонусов, подарочных сертификатов. Министерствам и концернам поручается обеспечить участие производителей (инициативно или по запросу редакций СМИ) в теле-, радиопередачах, оперативно предоставлять СМИ необходимую информацию. А совместно с Минторгом и ассоциациями рекламных организаций и организаций оптовой торговли — создавать и размещать социальную рекламу, подчеркивающую конкурентные преимущества белорусской продукции.

Чтобы все мероприятия прошли на надлежащем уровне, запланировано организовать обучение, повышение квалификации по вопросам маркетинга и рекламы специалистов производителей и торговых организаций. Остается надеяться, что все эти рекомендации впишутся в маркетинговые планы и бюджеты предприятий и окажутся соответствующими тенденциям, складывающимся на рекламном рынке, независимо от предписаний свыше.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА