$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ДВЕ БЕДЫ: ДОРОГИ И РЕКЛАМА

01.06.2010

«Налоговые каникулы», предусматривающие отсутствие любых платежей в бюджет, для субъектов агроэкотуризма продлят еще на 10 лет. Кроме того, хозяевам сельских усадеб разрешат сдавать — без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей — до 10 комнат (в соответствии с ныне действующим законодательством — до 5). «ЭГ» уже сообщала (см. № 37 от 18 мая), что такие изменения планируется внести в Указ Президента от 2.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Как скажутся на развитии данного вида предпринимательства предлагаемые новшества? На этот вопрос «ЭГ» попросила ответить директора туристического портала Holiday.by Андрея БАРАШКО.

По его словам, отсутствие налогов — хорошая мера для поддержки такого бизнеса. Однако неизвестно, чем она обернется через 10 лет, когда все льготы будут отменены. Ведь сегодня сложно сказать, окрепнет ли он за это время настолько, чтобы наравне с другими платить налоги.

А в целом сложившееся в стране «пылесдувание» с сельского туризма выглядит как некая дискриминация по отношению к другим участникам бизнеса, считает А.Барашко. Например, в Украине агротуризм успешно развивается без господдержки — с уплатой единого налога в размере от 3 до 40 USD в месяц в зависимости от области.

Основная проблема, по мнению нашего собеседника, кроется в том, что владельцы усадеб — это, в первую очередь, сельские жители, не имеющие специального образования, они не привыкли мыслить экономическими категориями. Поэтому многие из них не понимают, что агроэкотуризм — это прежде всего бизнес, для ведения которого необходимо продумывать маркетинговую политику, искать конкурентные преимущества, формировать цены. Отсюда и слабая забота о действенной рекламе своего продукта.

А.Барашко считает, что хозяева агроусадеб не просчитывают перспективы. Например, многие из них начинают ориентироваться исключительно на состоятельных российских и западных гостей. Возможность свободного ценообразования в данной сфере позволила сильно поднять стоимость услуг, которые становятся недоступными для наших соотечественников. Вот и едут некоторые белорусы отдыхать в литовские агроусадьбы, где цены возможно и не ниже, но программа отдыха заметно богаче. Вернуть их назад — а такая задача встанет, когда предложение превысит спрос, — будет непросто.

Очевидно, что благодаря льготным условиям и несложному вхождению в бизнес все новые сельские усадьбы будут заниматься агротуризмом. Ведь для этого не надо получать лицензию. Нужно лишь иметь дом, быть прописанным в сельской местности и подать заявку в сельский совет.

Все чаще туристы жалуются на то, что многие усадьбы однотипны и неинтересны. По данным портала Holiday.by, из существующих в Беларуси 884 сельских домиков только в 15–20 доступен полный спектр агротуристических услуг. Имеется в виду активный отдых, приобщение к сельской жизни, знакомство с белорусской историей и этнографией. В остальных же по большей части предоставляют жилье, не предлагая никаких развлечений и спортивного проведения досуга. А ведь катание на лошадях, рыбалка и охота, экскурсии по местным достопримечательностям могут стать отличной визитной карточкой сельского домика.

Еще один собеседник «ЭГ» — председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова считает самым важным в проекте подготовленного указа возможность сдавать туристам до 10 комнат без регистрации в качестве ИП. Ведь за последние годы усадьбы выросли, обзавелись вторыми этажами, а ограничение в 5 комнат сдерживает дальнейшее развитие бизнеса.

Важно и то, что хозяева сельских домиков могут рассчитывать на льготное финансирование (специальная программа кредитования агроэкотуризма от ОАО «Белагропромбанк»).

Чего действительно не хватает, так это инфраструктуры вокруг самих туристических объектов. Простой пример — дорожные знаки. В тех местах, где размещаются сельские домики, просто необходимо дублировать их на английском языке. Пока такие «двуязычные» указатели встречаются только в некоторых районах Могилевской области.

Конечно, государство серьезно помогает развитию бизнеса, но не стоит забывать, что сельчане — люди небогатые. А когда речь заходит о продвижении агротуристического продукта, то, например, лишь установка рекламного щита с изображением усадьбы, по словам В.Клицуновой, обойдется в 5 млн. Br. Поэтому БОО «Отдых в деревне» активно добивается, чтобы рекламу сельского туризма приравняли к социальной.

Еще одна проблема — дороги. Так, гости, выбравшие для отдыха усадьбу «Ганка» (Воложинский р-н), последние 250 м проселочной дороги, которую никакой автомобиль не осилит, преодолевают на тракторе. Тоже своего рода экзотика…

Отдыхающим, считает В.Клицунова, очень кстати пришлись бы пункты проката велосипедов, байдарок, удочек и другого снаряжения для активного отдыха.

Евгения ЖУКОВСКАЯ

P.S. В минувшем году в 884 белорусских усадьбах отдохнуло 70 тыс. человек, которые оставили там 5 млрд. Br. Средняя цена проживания в агроусадьбе, включающая трехразовое питание, колеблется от 20 до 30 USD в день на человека.
 
Лучшие материалы этого номера и свежий выпуск  нашего издания доступны ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ. Оформить подписку на "Экономическую газету" можно и нужно:
  •  в редакции по тел.: (017) 213-18-05, 213-18-07.
  •  в пунктах подписки РУП «Белпочта», РУП «Белсоюзпечать», областных УП "Союзпечать".
Стоимость - 79 365 бел.рублей на 3 месяца, 152 962 бел.рубля на 6 месяцев.
Деньги можно перечислить на р/с 3012600490012 в филиале ОАО "Белагропромбанк" Минская городская дирекция в г. Минске, код 153001963,
получатель - ЗАО «Белбизнеспресс» УНП 100648008

Счёт-фактуру на оплату можно скачать здесь.