$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

ДВАЖДЫ ДВА - ФОРМУЛА КОНКУРЕНЦИИ©

24.05.2013

Новое руководство белорусской энергетики признает ее неэффективность и необходимость технической модернизации. Но исправлению сложившейся в отрасли ситуации мешает немало проблем. Часть из них кроется в нормативно-правовой базе, улучшить которую призван проект закона «Об электроэнергетике», разработанный в рамках Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1180.

Сегодня управление отечественной электроэнергетикой осуществляется по государственной вертикально-интегрированной схеме. Производство, передача, распределение и продажа электроэнергии сосредоточены в одной организации, которая является «естественной» монополией. Стратегия предполагает изменение этой модели и внесение в нее рыночных механизмов.

Такой подход давно принят нашими соседями. Например, в Украине, где закон «Об электроэнергетике» действует с 1998 г., все энергопредприятия давно стали акционерными обществами с долей государства, за исключением системно-сетевого оператора, оставшегося полностью государственным. Давно акционирована энергетика в странах Балтии и России. В рамках СНГ Беларусь подписала соглашения о создании общего электроэнергетического рынка, что предполагает либерализацию в сфере электроэнергетики, в основе которой лежит создание конкурентной среды в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электроэнергию. При этом в отрасли должно произойти разделение на компании, производящие энергию, передаточные (системно-сетевые операторы), распределяющие (оператор системы распределения) и продающие.

Такое преобразование белорусской энергосистемы способно создать предпосылки для возникновения конкуренции. Мировой опыт свидетельствует, что именно конкурентная среда стимулирует повышение энергоэффективности, внедрение инноваций, развитие возобновляемых источников энергии, привлечение инвестиций.

Модель управления белорусской электроэнергетикой, согласно законопроекту, должна иметь следующий вид:

Данная модель предусматривает постепенный переход от вертикально-интегрированной структуры управления к смешанной, включая разделение по видам экономической деятельности. При этом естественной монополией останется только передача электроэнергии по сетям, а ее производство, распределение и продажа станут конкурентными. Между тем в классической структуре энергорынка в конкурентный сектор включают как генерацию, так и продажу электроэнергии, а передача и распределение могут оставаться монополизированными.

Между тем оппоненты предложенного прежним руководством Минэнерго подхода считают, что распределение электроэнергии не может быть конкурентным, поскольку занимающаяся этим организация обладает монопольным правом оказания услуг по передаче (распределению) электроэнергии потребителю, подключенному к данной электросети. Намеренно объединив конкурентный (продажу электроэнергии) и монопольный (распределение) сегменты, авторы концепции и законопроекта по сути закрепляют монопольное положение энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» в сфере продажи электроэнергии, так как именно у них на балансе имеются распределительные электросети и только они занимаются распределением и продажей электроэнергии потребителям. Последние, таким образом, лишаются права выбора поставщика электроэнергии, что противоречит одному из основных принципов Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств — участников СНГ от 25.11.2005 г. Подобного объединения нет ни в одной из соседних стран.

Желание чиновников максимально затруднить появление конкуренции на розничном энергорынке не только помешает снижению тарифов на электроэнергию для потребителей, но и поставит белорусские предприятия в неравные условия с компаниями из России и Казахстана. Ведь если на розничном энергорынке появятся независимые энергосбытовые организации, заключающие договоры энергоснабжения с потребителями, не имеющими прямого присоединения к ее электросетям, то ничто, в т.ч. законопроект, не обязывает другие энергоснабжающие организации оказывать им услуги по распределению электроэнергии.

Интересно, что объединение распределения и продажи электроэнергии противоречит Стратегии, согласно которой законопроект следовало внести на рассмотрение парламента еще два года назад. Ведь, принимая ее, правительство рассчитывало на создание новых организационных основ для эффективного развития энергетики. Данной Стратегией было запланировано трехэтапное реформирование Белорусской энергосистемы. На первом этапе не позже 2011 г. предполагалось создать РУП «Высоковольтные электрические сети» с передачей ему от областных энергоснабжающих организаций сетевых объектов инженерной инфраструктуры. Однако это сделано не было и, вероятно, то же ждет и второй этап, запланированный на 2012–2013 гг., предусматривающий создание РУП «Белгенерация», в состав которого войдут наиболее крупные электростанции, подготовку условий для их акционирования, выполнение модельных расчетов формирования финансовых потоков в электроэнергетическом рынке после его создания.

В 2014–2015 гг. намечалось завершение процесса реформирования Белорусской энергосистемы, создание оптового рынка электроэнергии (мощности) и условий для эффективного привлечения инвестиций. Поскольку первый этап уже обвален, второй близок к этому, то и шансов на реализацию третьего (включая приток инвестиций, тем более иностранных) осталось немного. Причина в том, что прежнее руководство энергоотрасли не желало перемен. Впрочем, сняли их не за это, но хочется надеяться, что их преемники окажутся мудрее.

Иван МИХАЛЕВИЧ