$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Двадцать пять лет в деле©

22.12.2015

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского отметил 18 декабря четвертьвековой юбилей. Эта организация стала одним из первых институтов гражданского общества в Беларуси, представляющим интересы частного предпринимательства. На конференции «25 год па шляху развiцця. Успамiны дзеля будучынi» члены союза обсудили актуальные вопросы социально-экономического развития страны, роли бизнес-ассоциаций в формировании благоприятного инвестиционного и делового климата.

 

Малый и средний бизнес Беларуси, основанный на частных инвестициях и предприимчивости людей, устойчиво развивается, несмотря на все внешние и внутренние трудности. Если к началу 1990 г. в стране действовало немногим более 6 тыс. кооперативов, то в 2014-м насчитывалось более 114 тыс. организаций МСП, на которые приходится 25,3% ВВП. Численность работников, занятых в микро- , малом и средним бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, составляет почти 1,5 млн. человек, или треть общей численности работников. Таким образом, при минимальных государственных затратах и за относительно короткий срок в Беларуси создан достаточно устойчивый сектор экономики малого и среднего бизнеса. Во многом эти результаты стали возможны благодаря наличию деловых ассоциаций, в т.ч. БСПН. Эти объединения последовательно представляют интересы малого и среднего предпринимательства, лоббируют принятие многих законодательных и нормативных актов, в т.ч. по упрощению порядка регистрации субъектов хозяйствования, сокращению лицензирования, совершенствованию налоговой системы, сокращению и упорядочению административных процедур, изменению подходов к организации проверок контролирующих органов, напомнила в своем выступлении исполнительный директор БСПН Жанна Тарасевич. В актив бизнес-сообществ можно отнести создание межведомственной комиссии по малому предпринимательству, Национального совета по трудовым и социальным вопросам, общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах. Многие прогрессивные изменения законодательства появились благодаря существованию таких структур и активной работе в них бизнес-ассоциаций.

К сожалению, отдельные успехи, в т.ч. улучшение позиций Беларуси в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», не заслоняют проблем, которых почему-то у отечественных предпринимателей не становится меньше. Об этом свидетельствуют, например, такие признаки, как сокращение численности частных компаний, низкий уровень внутренних и иностранных инвестиций. По мнению самих предпринимателей, отрицательное влияние на инвестиционную деятельность оказывает синергия двух факторов: несоблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности и вмешательство государственных, в т.ч. местных, органов в деятельность субъектов хозяйствования, а также макроэкономическая нестабильность, включая высокую инфляцию и систематические девальвации белорусского рубля. При этом внешние факторы, по мнению бизнесменов, не являются основополагающими. Гораздо большую роль играют неэффективная структура экономики, высокая налоговая нагрузка, нерациональное использование бюджетных средств, просчеты в кредитно-денежной и социальной политике. Поэтому в БСПН считают, что для обеспечения макроэкономической стабильности помимо монетарных мер нужна трансформация экономики, методов управления, существенное сокращение бюджетных расходов и взвешенная политика доходов населения. Обязательным условием инвестиционной активности является формирование и развитие рынка капиталов, в т.ч. гарантийных и венчурных фондов, систем микрофинансирования и внебанковского кредитования, обеспечивающих доступность «длинных денег».

Новая структурная политика – совершенствование отраслевой структуры экономики на основе кластерного подхода, основанного на глубокой специализации и комплексном использовании местного сырья и материалов, с получением максимальной добавленной стоимости, опережающего развития отраслей с высокой производительностью труда, малой энергоемкостью и материалоемкостью – должна стать приоритетом экономической политики правительства, призванным повысить устойчивость и конкурентоспособность экономики, говорится в резолюции конференции.

Важнейшим направлением здесь является развитие малого и среднего предпринимательства. Для этого должны быть разработаны меры, направленные не только на привлечение частных инвестиций, но и на приватизацию и реструктуризацию госпредприятий. Интеграция МСП и крупного бизнеса на основе современных форм организации бизнеса должны стать инструментарием в снижении издержек и повышении конкурентоспособности белорусской экономики. Актуальной остается задача совершенствования структуры самого сектора МСП на основе опережающего развития обрабатывающих отраслей промышленности и научно-технического комплекса. В этих целях следовало бы разработать и внедрить специальные системы стимулирования и поддержки, предусмотреть меры создания и развития инфраструктуры инновационной деятельности, а также условий и предпосылок, обеспечивающих вхождение белорусских компаний в международную финансовую систему.

Решение этих задач требует перестройки содержания, стиля и методов работы органов государственного управления на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Смыслом их деятельности должно стать не строительство новых барьеров, а демонтаж и снижение старых, содействие развитию каждого законопослушного субъекта хозяйствования. К сожалению, на практике часто наблюдаются обратные процессы. Участники конференции привели ряд примеров, свидетельствующих об ухудшении условий работы бизнеса из-за принимаемых властями решений.

Так, попытка отрегулировать работу строительных и проектных компаний Указом от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» привела к существенному ухудшению положения МСБ в этой сфере. Нормы Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 26.11.2015 № 475, по мнению частных медицинских компаний, носят для них откровенно дискриминационный характер.

Судя по содержанию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», законодатели проигнорировали большинство предложений бизнес-сообщества, направленных на оздоровление финансового положения белорусских предприятий. Понятно стремление государства ликвидировать лазейки для уклонения от уплаты налогов и обеспечить наполнение бюджета. Но даже в краткосрочной перспективе, помимо фискальных задач, для предотвращения развала платежной системы и массового банкротства необходимо принять комплекс чрезвычайных мер по разрешению проблемы неплатежей и финансовому оздоровлению экономики, включая предоставление «налоговых каникул», снижение тарифов на энергоносители, проведение взаимозачетов по долгам бюджетных организаций, формирование системы взыскания задолженности и т.д. Неоднократные предложения БСПН по оздоровлению финансового положения организаций вносились в Совмин, но должного внимания они пока не получили. Между тем, как напомнил почетный председатель БСПН Георгий Бадей, отклоняемые чиновниками предложения делового сообщества под предлогом «несвоевременности» и «нецелесообразности», как правило, оказывались важными и необходимыми, а их непринятие приводило к весьма печальным последствиям.

Отчасти такое отношение связано с малочисленностью деловых союзов. Белорусские предприниматели не слишком любят консолидироваться, хотя часто жалуются, что их интересы плохо защищаются. Однако активисты БСПН не складывают руки. На конференции они в очередной раз сформулировали конкретные предложения по реформированию экономики, которые будут направлены правительству, в надежде, что голос предпринимательского здравого смысла будет услышан.

Леонид ФРИДКИН