$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Двадцать лет трудолюбивого Вялеса

23.04.2010

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского готовится подвести итоги 20-летней деятельности: 23 апреля пройдет юбилейный XX съезд. Однако и в это праздничное мероприятие, почти семейное для многих членов БСПН, планируют рассмотреть некоторые животрепещущие проблемы белорусской экономики. В их числе роль объединений предпринимателей в решении актуальных задач социально-экономического развития, современный эффективный менеджмент, либерализация и пути ускоренного развития предпринимательства. Словом, и в свой день рождения союз намерен сохранять рабочее настроение.

Председатель БСПН им. М.Кунявского Георгий БАДЕЙ

15 мая 1990 г. в Могилеве по инициативе руководителей ряда арендных предприятий состоялся учредительный съезд организации, получившей название «Союз арендаторов и предпринимателей Белорусской ССР». Позже он стал называться Белорусским союзом предпринимателей и арендаторов, а в 1999-м в память о первом руководителе принял имя Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН).

Создатели союза поставили перед своим детищем амбициозные и благородные цели. Символом предприниматели избрали рог изобилия, а богом-покровителем, как это издревле было принято у трудолюбивых славян, Вялеса — бога труда, благосостояния и процветания. Именно на процветание Беларуси и ее народа вот уже двадцать лет целеустремленно направлена вся деятельность союза и его членов.

Главным содержанием и смыслом деятельности было и остается содействие повышению конкурентоспособности предприятий, развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест и эффективной занятости как важного фактора для формирования среднего класса.

Достигли ли мы обозначенной высокородной цели? Нет. Достичь ее невозможно, к ней можно лишь стремиться. Но все, что от нас зависело, мы всегда делали и будем делать.

Ведущим, хотя и весьма сложным направлением деятельности, было выбрано постоянное участие в создании стабильного законодательства, отвечающего требованиям цивилизованного рынка. Тесный контакт с предприятиями, с одной стороны, и органами государственной власти и управления, с другой, позволяет оперативно влиять на возникающие негативные явления в экономике и устранять недостатки законодательных и нормативных актов.

Ежегодно специалистами дирекции БСПН с участием членов функциональных советов и других заинтересованных рецензируется от 10 до 20 законопроектов. Свою точку зрения, а она является выражением интересов членов союза, мы высказываем в письменных замечаниях и предложениях, а также в выступлениях на заседаниях парламентских комиссий. Среди наиболее значимых законодательных актов, в разработке которых принимали участие наши представители, проекты Инвестиционного, Налогового и Трудового кодексов, декреты о лицензировании, регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, многие проекты законов и указов.

Хотя, разумеется, не все шло гладко в этой работе. Более того, о формировании либеральной бизнес-среды в высших эшелонах власти заговорили буквально последние два-три года. Многие чиновники наконец-то стали смотреть на предпринимателей (я имею в виду не только ИП, но и частные организации) как на движущую силу в экономике, а не как некий балласт.

Да, за последнее время произошло некоторое улучшение делового климата в стране, но многое сделано с большим опозданием, и что еще важнее — многое предстоит сделать.

К сожалению, несмотря на многочисленные обращения, БСПН не удалось добиться изменений в порядке формирования и распределения средств инновационных фондов. Тревогу вызывает практика применения Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Право министерств и ведомств ранжировать субъектов хозяйствования по степени риска может привести к тому, что практически все негосударственные организации попадут в категорию высокой степени риска и будут подвергаться ежегодным проверкам.

В 2009 г. союз впервые коснулся проблем технического регулирования и сертификации. Проведенный в ноябре круглый стол показал, что нынешняя система устарела, является громоздкой, дорогостоящей и малоэффективной. Поэтому мы предложили ее реформировать: сократить перечень продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, принять меры по развитию добровольной сертификации и улучшить координацию органов, осуществляющих регулирование этой деятельности.

Стратегически важная задача белорусской экономики — наращивание экспорта. Между тем здесь одна из главных проблем — ценовая неконкурентоспособность наших товаров, вызванная высокой налоговой нагрузкой, устаревшими технологиями, избыточной и искусственно поддерживаемой численностью работников.

Сложной остается макроэкономическая ситуация. В 2009 г. прибыль организаций (без коммерческих банков, малых предприятий и ИП) снизилась на 21,4%, доходы консолидированного бюджета в реальном выражении — на 15,3%, реальная заработная плата — на 0,4%. Рост цен на российскую нефть грозит ухудшением сальдо платежного баланса и дефицитом бюджета до 2 млрд. USD, или 4% ВВП. Снижаются и возможности внешних заимствований. По оценке того же МВФ, валовый внешний долг Беларуси достигнет в 2010 г. пикового уровня — 52% ВВП, а госдолг — 30%.

Это как никогда ранее подчеркивает необходимость проведения реформ с целью формирования рыночной экономики, опирающейся на частный сектор. Справедливости ради следует отметить, что в последние 3 года правительство сделало определенные шаги в этом направлении: упрощены процедуры регистрации субъектов хозяйствования, есть подвижки в ценообразовании, налогообложении. Тем не менее это еще не свидетельствует о системном и качественном движении вперед.

Подготовлен план мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2010 г., аналогичный был реализован в 2009-м. Однако, по мнению БСПН, принятые и запланированные меры носят точечный характер и существенным образом не изменят ситуацию.

Между тем до сих пор не сокращено лицензирование, не в полной мере сняты проблемы в сфере регулирования оплаты труда, не решены некоторые другие животрепещущие проблемы.

К числу первоочередных задач предлагаем отнести принятие решений о невмешательстве государственных органов в деятельность негосударственных, коммерческих организаций, отмену многочисленных заданий и целевых показателей по темпам и их соотношениям.

Порой доходит до абсурда. Так, например, ЗАО «Вилия», основной деятельностью которого является оказание бытовых услуг, получило от комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома задание по объему строительно-монтажных работ. ЗАО «Гомельлифт» от администрации Советского района Гомеля — по «безусловной поставке (заготовке, сдаче) лома и отходов черных металлов для государственных (республиканских) нужд на 2010 год». Как выполнить поручения, если ни одно, ни другое предприятие не занимается подобными видами деятельности и не имеет соответствующих ресурсов?

Напомню, отказ от практики доведения целевых показателей до негосударственных предприятий был одним из условий предоставления республике кредитов МВФ. И белорусская сторона взяла на себя соответствующие обязательства. Неужели частный сектор экономики не способен эффективно работать без чрезмерного внимания со стороны чиновников?

А вот над чем действительно стоило бы подумать органам госуправления, так это выравнивание конкурентных условий для субъектов хозяйствования различных форм собственности. К сожалению, негосударственные предприятия до сих пор часто ущемляются: есть проблемы с допуском к тендерам, покупкой валюты, им сложнее получить финансирование в рамках госпрограмм и т.д.

Приведу лишь один пример. Столичное ИП СМУ «Союзтелефонстрой», не имеющее ведомственной подчиненности, обязано производить отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры по ставке 13,5%. Основные конкуренты, подведомственные Минсвязи, рассчитываются с инновационным фондом по ставке 0,25%. К этому следует добавить, что Минсвязи еще издало «рекомендательное» письмо к местным органам о выполнении подрядных работ «только подведомственными организациями». Вот такие «равные условия».

Как видим, проблем предостаточно. Начавшуюся либерализацию еще предстоит трансформировать в качественные изменения условий хозяйствования. Похоже, путь этот будет не простым и не быстрым, но союз готов по нему идти.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях