Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Консультации
06.10.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Два раза ввезти товар

Юридическое лицо – резидент приобрело товары у юридического лица – нерезидента, ввезло их на территорию Беларуси, использовало льготу, предусмотренную Указом Президента от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее – Указ № 358), и экспортировало товар. Нерезидент не смог продать купленный у резидента товар и настаивает на его обратном выкупе.

1. Возможен ли в рамках Указа № 358 обратный ввоз товара в Беларусь для его реализации?

2. Существуют ли риски признания такого «движения» товара схемой по уклонению от уплаты таможенных и налоговых платежей и какая ответственность за такую схему предусмотрена?

1. Да, возможен.

Указ № 358 предоставляет субъектам хозяйствования Беларуси при определенных условиях освобождение от ввозного НДС, взимаемого таможенными органами. Такие условия наступают, если субъект хозяйствования одновременно:

1) обладает статусом уполномоченного экономического оператора;

2) включен в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения;

3) осуществляет экспорт товаров, ввезенных им в Беларусь, с применением нулевой ставки НДС;

4) заполнил Реестр сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от НДС, и представил его в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в электронном виде и на бумажном носителе в налоговый орган по месту своей постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, в которой в соответствии с законодательством отражены обороты по реализации товаров с применением нулевой ставки НДС.

При соблюдении всех перечисленных условий субъект хозяйствования правомерно пользуется льготами, предоставленными Указом № 358.

В законодательстве РБ не урегулирован вопрос относительно обратного ввоза в Беларусь товара, в отношении которого использована льгота, предусмотренная Указом № 358. Судебная практика, связанная с применением Указа № 358, также очень скудна.

На этот счет отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, вопросы-ответы или публикации ученых, должностных лиц и практикующих юристов.

На наш взгляд, обратный ввоз на территорию Беларуси товара, в отношении которого субъект хозяйствования использовал льготу, предусмотренную Указом № 358, правомерен на общих основаниях (при условии заключения импортного внешнеторгового договора и уплаты «ввозного» НДС).

2. В случае однократного обоснованного возврата (обратного ввоза товара на территорию Беларуси для целей последующей реализации на ее территории) товара, например, в связи с его неликвидностью, никаких негативных последствий для субъекта хозяйствования не должно наступить. Если же он начнет зло­употреблять своими правами (например, второй раз использует льготу, предоставленную Указом № 358), правоохранительные органы могут проявить пристальный интерес к нему и используемой им схемы поставок. В последнем случае при определенных условиях возможно привлечение как к административной (ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа»), так и к уголовной ответственности (ст. 243 УК «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов»).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by