$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Два плана для одной экономики

29.09.2009

Проект республиканского бюджета на 2010 г. сформирован исходя из ожидаемого роста ВВП в пределах 102-103%. Такой темп предусмотрен базовым вариантом проекта важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики в следующем году. При этом одновременно сверстан второй (целевой) план — руководство страны сохраняет надежду, что уже в 2010 г. экономика возобновит докризисный рост, добавив 11-12%.

Правительство впервые выйдет к главе государства с двумя проектами прогноза, отметил министр экономики Николай Зайченко, выступая в минувшую субботу на заседании Совмина. По его словам, в основе обоих вариантов лежит принцип сбалансированности: объемы производства не будут превышать продажи. Также заложены механизмы покрытия отрицательного сальдо внешней торговли, позволяющие не только сохранять, но и наращивать золотовалютные резервы.

Как заверил министр, в 2010 г. базовый вариант, предусматривающий рост экономики в 102-103%, будет гарантированно выполнен, если только не помешает форс-мажор — новый виток мирового кризиса. Ориентиром же остается второй проект прогноза (111-112% роста). Для его реализации правительство намерено работать сразу по нескольким направлениям: развивать экспортный лизинг, льготировать процентные ставки по кредитам, диверсифицировать регионы сбыта и укреплять присутствие на традиционных рынках. По оценке Н.Зайченко, все признаки указывают на предстоящее оживление мировой экономики, а значит, возрастают шансы двигаться по оптимистичному сценарию.

Тем не менее в основу проекта закона о республиканском бюджете на 2010 г. положен базовый прогноз роста ВВП в пределах 102%, сообщил министр финансов Андрей Харковец. Несколько изменится структура наполнения бюджета. Так, после запланированной отмены в 2010 г. сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на приобретение автотранспортных средств доходная часть бюджета сократится на 2,3 трлн. Br. Чтобы частично компенсировать потери, ставка НДС будет повышена до 20%, в результате сокращение ресурсов бюджета уменьшится до 0,9 трлн. Br, или 0,6% к ВВП.

Налоговая реформа и запланированный рост ВВП должны позволить сформировать доходную часть консолидированного бюджета в размере 49,6 трлн. Br. При этом расходы намечены в пределах 52,3 трлн. Br при дефиците бюджета в 2,7 трлн. Br, или 1,5% к ВВП.

Такой расклад цифр предполагает сохранение в 2010 г. политики жесткой экономии бюджетных средств, что, как заверил А.Харковец, не помешает обеспечить должный уровень социальной поддержки населения и финансирования реального сектора экономики.

Так, реальная заработная плата (с учетом запланированных 9% инфляции) работников бюджетных организаций будет обеспечена на уровне не ниже 2009 г. Увеличатся ассигнования на здравоохранение, образование и социальную политику. Этот объем ресурсов дополнят собственные доходы медицины и образования, которые, по оценке Минфина, составят 1,2 трлн. Br. Кроме того, вырастет охват адресной социальной помощью малоимущих граждан и их семей, на что планируется выделить 77 млрд. Br.

3 трлн. Br предполагается направить на финансирование строительства 6,2 млн. м2 жилья. Средства пойдут на льготирование процентов по кредитам (1,2 трлн. Br), создание инженерной и транспортной инфраструктуры (0,99 трлн. Br) и впервые — на создание объектов энергоснабжения районов жилой застройки (354 млрд. Br).

Обещано также сохранить на уровне 2009 г. бюджетные расходы на поддержку предприятий. Правда, прямая финансовая помощь и бюджетные ссуды будут выделяться только по решениям главы государства и правительства. При этом ресурсы предлагают перераспределить в пользу субсидирования процентных ставок по кредитам. На возмещение части процентов запланировано потратить 595 млрд. Br (+77,3 млрд. Br к ожидаемому уровню 2009 г.). По оценке А.Харковца, это позволит на льготных условиях использовать порядка 10 трлн. Br кредитных ресурсов (+2,5 трлн. Br).

Одновременно увеличатся ассигнования на научные исследования и международное научное сотрудничество до 500 млрд. Br (108,6%). Подготовлен проект указа о формировании и использовании инновационных фондов. «Мы предлагаем сохранить действующий порядок формирования фондов, что позволит увеличить отчисления в них, сформировав в объеме около 2 трлн. Br», — уточнил министр.

Как и прежде, государство не намерено отказываться от опережающего финансирования госпрограммы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. В следующем году на нее из консолидированного бюджета направят более 7 трлн. Br, в т.ч. 4 трлн. Br из республиканского и 3 трлн. Br — из местных. На развитие производственного потенциала АПК планируют выделить 5 трлн. Br, остальные деньги — на поддержание коммунального хозяйства, культурной инфраструктуры и бытового обслуживания населения.

На 7% предполагается рост расходов областных и минского городского бюджетов, для чего им из республиканского бюджета будет направлена подпитка в объеме 7,3 трлн. Br.

Стабильность денежно-кредитной системы в 2010 г. пообещал председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович. Она будет обеспечена колебаниями корзины валют в пределах плюс/минус 5%, ужесточением надзора за банковской деятельностью и ростом ресурсов банков на треть. До 9-12% годовых снизится ставка рефинансирования, что сделает более доступными кредиты. Рост их выдачи по отношению к 2009 г. ожидают на уровне 129-134%, что значительно опередит ВВП, создав «подушку» для экономики.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях