$

2.0793 руб.

2.3252 руб.

Р (100)

3.2206 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

Два плана для одной экономики

29.09.2009

Проект республиканского бюджета на 2010 г. сформирован исходя из ожидаемого роста ВВП в пределах 102-103%. Такой темп предусмотрен базовым вариантом проекта важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики в следующем году. При этом одновременно сверстан второй (целевой) план — руководство страны сохраняет надежду, что уже в 2010 г. экономика возобновит докризисный рост, добавив 11-12%.

Правительство впервые выйдет к главе государства с двумя проектами прогноза, отметил министр экономики Николай Зайченко, выступая в минувшую субботу на заседании Совмина. По его словам, в основе обоих вариантов лежит принцип сбалансированности: объемы производства не будут превышать продажи. Также заложены механизмы покрытия отрицательного сальдо внешней торговли, позволяющие не только сохранять, но и наращивать золотовалютные резервы.

Как заверил министр, в 2010 г. базовый вариант, предусматривающий рост экономики в 102-103%, будет гарантированно выполнен, если только не помешает форс-мажор — новый виток мирового кризиса. Ориентиром же остается второй проект прогноза (111-112% роста). Для его реализации правительство намерено работать сразу по нескольким направлениям: развивать экспортный лизинг, льготировать процентные ставки по кредитам, диверсифицировать регионы сбыта и укреплять присутствие на традиционных рынках. По оценке Н.Зайченко, все признаки указывают на предстоящее оживление мировой экономики, а значит, возрастают шансы двигаться по оптимистичному сценарию.

Тем не менее в основу проекта закона о республиканском бюджете на 2010 г. положен базовый прогноз роста ВВП в пределах 102%, сообщил министр финансов Андрей Харковец. Несколько изменится структура наполнения бюджета. Так, после запланированной отмены в 2010 г. сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на приобретение автотранспортных средств доходная часть бюджета сократится на 2,3 трлн. Br. Чтобы частично компенсировать потери, ставка НДС будет повышена до 20%, в результате сокращение ресурсов бюджета уменьшится до 0,9 трлн. Br, или 0,6% к ВВП.

Налоговая реформа и запланированный рост ВВП должны позволить сформировать доходную часть консолидированного бюджета в размере 49,6 трлн. Br. При этом расходы намечены в пределах 52,3 трлн. Br при дефиците бюджета в 2,7 трлн. Br, или 1,5% к ВВП.

Такой расклад цифр предполагает сохранение в 2010 г. политики жесткой экономии бюджетных средств, что, как заверил А.Харковец, не помешает обеспечить должный уровень социальной поддержки населения и финансирования реального сектора экономики.

Так, реальная заработная плата (с учетом запланированных 9% инфляции) работников бюджетных организаций будет обеспечена на уровне не ниже 2009 г. Увеличатся ассигнования на здравоохранение, образование и социальную политику. Этот объем ресурсов дополнят собственные доходы медицины и образования, которые, по оценке Минфина, составят 1,2 трлн. Br. Кроме того, вырастет охват адресной социальной помощью малоимущих граждан и их семей, на что планируется выделить 77 млрд. Br.

3 трлн. Br предполагается направить на финансирование строительства 6,2 млн. м2 жилья. Средства пойдут на льготирование процентов по кредитам (1,2 трлн. Br), создание инженерной и транспортной инфраструктуры (0,99 трлн. Br) и впервые — на создание объектов энергоснабжения районов жилой застройки (354 млрд. Br).

Обещано также сохранить на уровне 2009 г. бюджетные расходы на поддержку предприятий. Правда, прямая финансовая помощь и бюджетные ссуды будут выделяться только по решениям главы государства и правительства. При этом ресурсы предлагают перераспределить в пользу субсидирования процентных ставок по кредитам. На возмещение части процентов запланировано потратить 595 млрд. Br (+77,3 млрд. Br к ожидаемому уровню 2009 г.). По оценке А.Харковца, это позволит на льготных условиях использовать порядка 10 трлн. Br кредитных ресурсов (+2,5 трлн. Br).

Одновременно увеличатся ассигнования на научные исследования и международное научное сотрудничество до 500 млрд. Br (108,6%). Подготовлен проект указа о формировании и использовании инновационных фондов. «Мы предлагаем сохранить действующий порядок формирования фондов, что позволит увеличить отчисления в них, сформировав в объеме около 2 трлн. Br», — уточнил министр.

Как и прежде, государство не намерено отказываться от опережающего финансирования госпрограммы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. В следующем году на нее из консолидированного бюджета направят более 7 трлн. Br, в т.ч. 4 трлн. Br из республиканского и 3 трлн. Br — из местных. На развитие производственного потенциала АПК планируют выделить 5 трлн. Br, остальные деньги — на поддержание коммунального хозяйства, культурной инфраструктуры и бытового обслуживания населения.

На 7% предполагается рост расходов областных и минского городского бюджетов, для чего им из республиканского бюджета будет направлена подпитка в объеме 7,3 трлн. Br.

Стабильность денежно-кредитной системы в 2010 г. пообещал председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович. Она будет обеспечена колебаниями корзины валют в пределах плюс/минус 5%, ужесточением надзора за банковской деятельностью и ростом ресурсов банков на треть. До 9-12% годовых снизится ставка рефинансирования, что сделает более доступными кредиты. Рост их выдачи по отношению к 2009 г. ожидают на уровне 129-134%, что значительно опередит ВВП, создав «подушку» для экономики.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы