Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Два лика белорусского бизнеса

В октябре 2002г. Институт приватизации и менеджмента при поддержке американского фонда СIРЕ в рамках проекта "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси" провел опрос 378 фирм...
В октябре 2002г. Институт приватизации и менеджмента при поддержке американского фонда СIРЕ в рамках проекта "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси" провел опрос 378 фирм. Его целью было инициировать общественный диалог о направлениях развития МСБ, стратегии выживания в нелегких белорусских реалиях, а также выяснить основные проблемы функционирования предприятий. Результаты опроса во многом пересекаются с итогами аналогичных исследований, проводимых МФК и Всемирным банком, другими фондами и институтами.

НЕСКОЛЬКО слов о характеристиках выборки. Опрос является репрезентативным и отражает все характеристики МСБ, фиксируемые Минстатом в географическом и отраслевом разрезах: количество занятых, формы собственности и пр. Выяснилось, что наиболее распространенная организационно-правовая форма отечественного МСБ -- общества с ограниченной ответственностью, которые представлены 34%. Унитарные предприятия -- 26%, общества с дополнительной ответственностью -- 21%. В выборку также вошли 10% ЗАО и 7% ОАО.

31% респондентов заняты в торговле и общественном питании, еще треть работают в сфере производства. Остальные -- бытовое обслуживание (9,5%), строительство (10,3%), другие виды услуг. По количеству занятых фирмы расположились следующим образом:

-- от 1 до 10 чел. -- 36%

-- от 11 до 50 чел. -- 39%

-- от 51 до 100 чел. -- 9%

-- от 101 до 200 чел. -- 5%

-- свыше 200 чел. -- 11%.

Опыт предпринимательской деятельности свыше 5 лет имеют 67% опрошенных руководителей, еще 19% занимаются бизнесом от 3 до 5 лет, менее года -- 3%. Высшее образование имеют 77% директоров, а более 10% -- два диплома. Ограничились средним образованием только 16% опрошенных.

ОПТИМИЗМ ИЛИ ВЕРНЫЙ РАСЧЕТ?

Данные опроса подтверждают, что в развитии предпринимательства наравне с национальными институтами, формальными и неформальными правилами значительную роль играет менталитет человека. Оптимизм белорусских предпринимателей имеет низкую "эластичность" по отношению к финансовому положению их предприятий. С одной стороны, респонденты фиксируют устойчивую тенденцию ухудшения дел в своем бизнесе, с другой -- более 60% собираются расширяться и продолжать деятельность.

Текущий год характеризуется вялотекущей стагнацией, отрицательная динамика остановилась, однако и положительная не вырисовывается: только 30% респондентов заявляют о том, что финансовое состояние их фирм улучшилось, в то время как три года назад таких было 46%.

То ли в силу природного оптимизма, осознания того, что терять больше нечего, поскольку на госслужбе их никто не ждет, 60% респондентов собираются в ближайшие два года расширять свою деятельность. "Нет" ответили только 12%, в то время как треть еще не определились и затрудняются дать определенный ответ.

"ОТКАТ" КАК СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ

По оценкам международных организаций Беларусь не входит в число 80 наиболее коррумпированных стран, однако данные нашего опроса развенчивают этот миф. Особо отметим, что 20--25% респондентов отказываются отвечать на вопросы о теневой экономике и взятках или говорят, что такого явления нет. На вопрос "как часто вы вынуждены давать взятки?" были получены следующие ответы:

-- такого явления нет -- 18,5%

-- изредка -- 40,7%

-- постоянно -- 39,4%

-- отказ от ответа -- 1,3%

Если не считать тех, кто не захотел отвечать, получается, что половина респондентов постоянно дают взятки. Достойный ответ на заявления чиновников о прогрессивном инвестиционном климате и благоприятных условиях ведения бизнеса в РБ. Частота взяток мало связана с размером фирм, тем не менее, по данным опроса, руководители малых предприятий в 38% случаев дают взятки постоянно, крупных -- в 57% случаев.

Еще более интересны данные о теневом обороте, который по разным оценкам равен 50--100% ВВП. Согласно результатам опроса картина выглядит следующим образом:

-- такого явления нет -- 36%

-- до 10% -- 17,5%

-- до 25% -- 17,5%

-- около 50% -- 19%

-- 75% -- 3,4%

-- более 75% -- 3,4%

-- отказ от ответа -- 3,2%.

Больший объем теневого оборота отмечают фирмы, занятые в сфере услуг -- фармацевтике и медицине, риэлтерской деятельности, программировании, рекламе, консалтинге и аудите.

Интересно, что более высокий процент теневого оборота показывают скорее малые (до 50 чел.), чем крупные организации. Так, например, теневой оборот достигает 50% у субъектов с числом работников до 10 человек (35%), от 11 до 50 чел. -- 43% (для сравнения: только 20% фирм с числом занятых от 100 чел. и выше считают аналогично). Еще больше малых предприятий, где теневой оборот составляет 75% их оборота -- 54%. В целом же, если убрать лукавые отрицательные ответы, примерно треть опрошенных считают, что размер теневой экономики находится в пределах 10--50% оборота, или в среднем около 40%.

Последний вопрос касался неформальных институтов. О том, насколько распространен в Беларуси "откат" при получении выгодных заказов, были получены следующие ответы:

-- при каждой сделке -- 12%

-- при каждой второй -- 20%

-- при каждой третьей -- 15%

-- при каждой пятой -- 11%

-- при каждой десятой -- 14%

-- такого явления нет -- 28%.

Как видим, 47% руководителей частных предприятий вынуждены давать комиссионные при заключении выгодных сделок. Причем чем больше фирма, тем чаще нужно "откатывать": если малые компании встречаются с этим явлением при каждой первой-третьей сделке примерно в 40% случаях, то крупные -- в 63%.

Невидимая рука рынка явно не работает в белорусских реалиях. Данные опроса говорят скорее о неразвитости конкурентной среды и действии далеко не рыночных сил. Это одна из причин того, что в Беларуси все так дорого -- от меню в кафе и ресторанах до товаров в бутиках. Если заложить в цену все издержки в виде взяток и "откатов", расходов на сертификацию -- лицензирование, то получается не просто дорого, а очень дорого.

Очевидно, что от консервации существующего положения выигрывают немногие. Капитализм у нас "со звериным оскалом" не в силу жадности или криминальности, а потому, что для его развития нет политической и законодательной воли. И менять статус-кво никому не с руки. Не зря только 46% бизнесменов отметили, что независимые СМИ формируют скорее положительное общественное мнение о роли и значении предпринимательства. Почти столько же (41%) считают, что они вообще не оказывают никакого влияния.

(Окончание следует)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений