Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДВА ГОДА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Столько времени отведено концерну «Белгоспищепром» для обновления производства

Столько времени отведено концерну "Белгоспищепром" для обновления производства

На минувшей неделе Президент Александр Лукашенко принял  с отчетом  недавно назначенного председателя концерна "Белгоспищепром" Ивана Данченко. Глава государства потребовал  в течение двух лет провести модернизацию предприятий  перерабатывающей отрасли.  А также увеличить объемы производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках, повысив ее конкурентоспособность. По мнению А.Лукашенко, "в стране есть для этого все необходимые условия, в том числе качественное сырье, опытные специалисты".

Учитывая роль предприятий пищепрома в обеспечении продовольственной безопасности страны, Президент посоветовал учиться у предприятий коммунальной собственности, обеспечивающих разными видами продовольствия белорусскую столицу и ряд других регионов страны. 

Нужно отметить, что в последнее время  пищевая отрасль переживает не лучшие времена. По итогам  работы  за I полугодие  из десяти доведенных показателей прогноза социально-экономического развития концерном  выполнено шесть: по производству продукции промышленности (109,4% к плану), потребительских товаров (110,2), рентабельности  реализованной  продукции (13,0%), по снижению материалоемкости,  энергосбережению, заработной плате. Но это не позволило предприятиям заработать денег даже на ранее запланированную модернизацию.

Концерн за шесть месяцев привлек в основной капитал 55,5 млрд. Br инвестиций, что составляет 26,5% доведенного задания на год  (209,8 млн. Br). Лучше других справились с освоением этих средств: предприятие "Стракелли", выполнившее годовое задание  почти на 400%, БелНИИ пищевых продуктов — на 125%, "Беллакт"- на 115%.  Немногим более половины годового задания выполнили лишь несколько организаций: в сахарной отрасли — Городейский сахарный, кондитерской — "Конфа" и "Красный пищевик", пивобезалкогольной отрасли — ОАО "Криница", ликероводочной — "Минск-Кристалл" и "Аквадив", спиртовой — Лынтупский спиртзавод, в консервной — Малоритский консервно-сушильный комбинат.

Другие  по разным причинам  обновляют производство не так быстро, как хотелось бы.  Одной из основных причин низких объемов инвестиций  специалисты называют слишком громоздкую  процедуру проведения тендерных торгов. Только на подбор поставщиков оборудования и заключение контрактов с соблюдением всех требований законодательства уходит до трех месяцев. Плюс время на изготовление и поставку оборудования по контракту — от четырех до девяти месяцев. Получается почти год. Вторая причина — затягивание сроков предоставления гарантий правительства по инвестиционным кредитам. В частности, по этой причине тормозится финансирование главных инвестиционных проектов — технического перевооружения сахарных комбинатов и Минского маргаринового завода.

Не выполнено задание по снижению запасов готовой продукции: по итогам I полугодия они составили 132,4%  месячного производства при задании 100%. Наибольшие сверхнормативные запасы — в сахарной и кондитерской отраслях. Главными причинами  затоваренности называются уменьшение спроса  на продукцию предприятий концерна на внутреннем рынке, необходимость накопления сахара-песка на период остановки  сахарных заводов на капремонт, а также  снижение  поставок на экспорт, который  в I полугодии составил  84,5%  уровня аналогичного периода прошлого года. 

Планы по экспорту не выполнили предприятия сахарной, кондитерской и ликероводочной отраслей. Что касается сахарной отрасли, то весь свекловичный  сахар ушел за рубеж уже в январе-феврале, а перед продукцией из тростникового сырца Россия поставила жесткий заслон.  Кондитерский экспорт (мучные кондитерские изделия, шоколад и изделия из него) за рубежом неконкурентоспособен по ценовому фактору.

Не допускаются на российский рынок, на который еще недавно шла большая часть нашего экспорта, белорусы и по причине  установления россиянами монополии на  изделия  с аналогичными названиями. Они запатентовали в качестве собственного брэнда  общее для наших фабрик советского периода название конфет:  "Мишка на Севере", "Красная шапочка", "Взлетные". Чтобы работать на российском рынке, холдинг "Объединенные кондитеры"  предлагает белорусам  выработать новые брэнды. А на их раскрутку  нужны и деньги, и время…

Предприятия ликероводочной отрасли и Минский завод игристых вин  вообще не смогли прорваться на российский рынок. Причина —   вступившие в силу с 1.01.2006 г.  новые требования законодательства РФ, касающиеся оборота алкогольной продукции. Специалисты концерна считают, что налоговые и таможенные службы России не обеспечили технического оснащения регулирования импорта алкогольной продукции, поступающего в страну. Но вывод на российский рынок белорусской продукции — это наши проблемы. И решать их, кроме всего прочего, должны  белорусские лоббисты из различных интеграционных структур Союзного государства и ЕврАзЭС.

Как сообщила на состоявшейся недавно пресс-конференции заместитель председателя концерна Лариса Плиско, уже решен вопрос с акцизными марками,  в стадии решения — проблема соответствующей  регистрации поставщиков  белорусской ликероводочной продукции в РФ, без которой тормозится  наш экспорт в Россию. В Москве  создается представительство белорусских  заводов-производителей ликероводочной продукции, которое будет способствовать продвижению их товара в соседней стране. В связи с увеличением спроса на  спиртное в России заводы намерены нарастить объемы производства с дальнейшей  реализацией  продукции за рубеж.

Призванная противостоять на внутреннем рынке экспансии зарубежных производителей,  отрасль тем не менее внесла свою лепту в увеличение импорта. За январь-июнь  по концерну закупки за рубежом составили 202,4 млн. USD (рост 137,8% при задании 107%). Превысили объем импорта предприятия сахарной, масложировой, пивобезалкогольной и молочно-консервной отраслей. С начала года увеличились на 30 тыс. тонн закупки тростникового сахара-сырца  при двукратном росте его биржевой цены,  выросли поставки сырого подсолнечного и кукурузного масла. Так что ввозилось не только новое оборудование,  темпы обновления которого  пока не позволяют коренным образом изменить ситуацию на рынке …

Естественно, что при таком состоянии производства и сбыта предприятиям отрасли трудно быть дисциплинированными налогоплательщиками. Просроченная задолженность по платежам в бюджет на 1июля  составляла 11,0 млрд. Br,  хотя и уменьшилась по отношению к 1 января с.г.  почти в семь раз. Если дело так пойдет и далее, то вскоре эту проблему  удастся снять. Кстати, как сообщили в концерне, подготовлен проект указа Президента "О мерах государственной поддержки отдельных организаций", которым предусмотрена рассрочка погашения просроченной задолженности Гродненского и Гомельского ликероводочных заводов.

Есть проблемы у предприятий концерна и с возвратом кредитов, но размеры кредиторской задолженности  в I полугодии удалось снизить со 150,0 млрд. до 87,5 млрд. Br. Каковы же причины долгов предприятий, и как они борются с ними?  Одна из главных, считают в концерне, дебиторская  задолженность и, в первую очередь, просроченная. За полгода она снизилась со 155 млрд. Br до 140 млрд. Br. Прошедшие полгода предприятия концерна активно предъявляли претензии должникам, подавали в иски в суды. Было предъявлено более 4,5 тыс. претензий, подано 440 судебных исков. Денежные средства взыскивались через инспекции МНС, отделы Фонда социальной защиты.

В результате  работы по финансовому оздоровлению предприятий в концерне  стало меньше убыточных организаций. Тем не менее они есть. Убыточно работали в I полугодии 7 предприятий (14% от общего числа): Красный Мозырянин, Полимер, Витебский плодоовощной комбинат, Клецкий консервный завод, Скидельский сахарный комбинат, Белсолод и ТД "Белгоспищепром", а также 11 филиалов. Как сообщили в концерне, совместно с руководителями предприятий-аутсайдеров разрабатываются  и реализуются стратегии выхода из кризиса. Кроме того, за убыточными предприятиями  для оказания им практической помощи закреплены специальные рабочие группы.

Возможно, концерну "Белгоспищепром"  в ближайшие 2 года удастся полностью отвоевать у конкурентов отечественный рынок и перевести основные баталии за покупателя за пределы страны.  Но  сделать это будет непросто. Слишком агрессивны конкуренты и огромны возможности их технологических, а главное финансовых инструментов.  Проблемы же входящих в структуру концерна предприятий хотя и решаются, но медленно и тяжело. Но они решаемы, уверены  в концерне. Не случайно глава государства отвел на модернизацию предприятий столь краткий срок. Стоит только совместными усилиями  решить застарелую проблему дебиторской задолженности торговых организаций Минторга и Белкоопсоюза, которая  на 1июля составила около 140 млрд. Br. Почти постоянно просроченная дебиторская задолженность торгующих организаций  составляет 25% месячной выручки от реализации продукции по всем предприятиям концерна.  Несмотря на то что, учитывая  реальную оборачиваемость товаров, предприятия концерна представляют  магазинам Минторга и Белкоопсоюза отсрочки платежей (в консервной отрасли — 30-60 дней, масложировой — 30-45 дней, кондитерской — 30-55, сахарной — до 30 дней, табачной — 30-55 дней, ликероводочной — от 15 до 55 дней).  

А еще для модернизации отрасли государству нужно будет принять ряд решений, дающих возможность предприятиям концерна быть более мобильными в приобретении новых технологий и оборудования. Без этого и речи не может идти о победе в конкурентной борьбе с грамотным продвижением  продовольственного импорта. Границу перед  зарубежным поставщиком не закроешь. Победить его можно только конкурентными преимуществами: качеством, ценой и умением продавать. Но учиться у  конкурентов стоит, используя при этом знание собственного рынка,  менталитета потребителя,  местной товаропроводящей сети, а также вовремя оказанную поддержку государства. Если  товар оценит свой потребитель,  который дает карт-бланш отечественным продуктам за натуральность и строгость ГОСТов, но уже искушен и заграничным, то зарубежного покупателя завоевать будет легче. Главное — изучить  рынок, на котором собираешься работать, научиться обходить препоны, которые выставляет большинство государств на пути  продовольственного импорта.

Призванная противостоять на внутреннем рынке экспансии зарубежных производителей  отрасль тем не менее внесла свою лепту в увеличение импорта. За январь-июнь  по концерну закупки за рубежом составили 202,4 млн. USD (рост 137,8% при задании 107%). Превысили объем импорта предприятия сахарной, масложировой, пивобезалкогольной и молочно-консервной отраслей. С начала года увеличились на 30 тыс. тонн закупки тростникового сахара-сырца  при двукратном росте его биржевой цены,  выросли поставки сырого подсолнечного и кукурузного масла. Так что ввозилось не только новое оборудование,  темпы обновления которого  пока не позволяют коренным образом изменить ситуацию на рынке …