$

2.1154 руб.

2.3479 руб.

Р (100)

3.3195 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Интеграция

ДРУЖИТЬ МОГУТ РАВНЫЕ

20.09.2002
На пути создания Союзного государства встали экономические интересы

Обсуждение околоинтеграционных вопросов не затухает с момента ставшего крылатым высказывания Путина о мухах и котлетах. Текущая неделя не то чтоб внесла что-то новое во взаимоотношения двух стран, но дала пищу для разговоров. На эту тему высказались оба президента интегрирующихся стран, свою лепту внесли и правительства, встретившись в Москве на заседании союзного Совмина.

Александр Лукашенко в ходе пресс-конференции, данной им во вторник, еще раз подтвердил твердость намерения строить интеграционные отношения с восточной соседкой только в рамках действующего договора о создании Союзного государства Беларуси и России и на равных партнерских отношениях. Белорусский Президент не принимает аргумент потенциальной союзницы о неравенстве экономик двух стран, отвергает тезис об экономической зависимости Беларуси от России. Более того, он утверждает, что именно Россия заинтересована в интеграции, и именно она должна Беларуси, в частности, за транзит газа как минимум 1 млрд. USD.

Владимир Путин несколькими часами раньше, встречаясь с журналистами, тоже подтвердил серьезность и продуманность своей позиции -- развитие отношений между двумя станами возможно либо по пути полного объединения на основе российской конституции, либо по варианту Евросоюза. Нынешний договор бесперспективен и требует пересмотра.

Приехавшему в Москву белорусскому правительству коллеги-россияне по-соседски толковали: мы с вами, конечно, друзья, но, ребята, поймите, у нас во главу угла поставлен экономический интерес -- дружить себе в ущерб мы не можем. Белорусская экономика существенно отстала в своем развитии, застряла во вчерашнем дне, а посему ни о каких равных условиях речи не идет. Вариантов два -- либо вы "дорастаете" до нас и тогда мы строим отношения как равные партнеры, либо вы присоединяетесь к нам, а мы вас дотянем.

Нет, говорит белорусское руководство, мы и так равнее некуда, и экономика наша не то что не менее развита, а даже и более. Во всяком случае, белорусский темп роста ВВП (4,7%) повыше российского (3,7%). Да и объемы производства в нашей стране не подкачали -- промышленной продукции мы выпустили на 4% больше, а россияне только на 3,2%, сельскохозяйственной -- мы на 4,3%, а соседи только на 4%.

Может быть, оно и так, но есть и другие цифры и факты, которые, кстати сказать, обсуждались на прошедшем во вторник заседании союзного Совмина. Говоря о зависимости экономик, нельзя пройти мимо того факта, что доля внешнеторгового оборота Беларуси в общем объеме внешнеторговых операций Российской Федерации составляет 6,5%, а удельный вес внешнеторгового оборота РФ в общем внешнеторговом обороте нашей страны достигает 59,5%.

Сложно игнорировать тот факт, что у идущих на экономическое сближение стран, не отягощенных спадом производства (о чем свидетельствует рост объемов) замедляются темпы роста товарооборота (96,1%), а белорусский экспорт в Россию вообще падает (95,3). При чем отнюдь не в стоимостном выражении, как это приходится слышать из уст отечественных чиновников, а в самом что ни на есть натуральном выражении. Сократились закупки грузовых автомобилей, тракторов, мяса и мясопродуктов, синтетических волокон и нитей, шин. Так, в первые пять месяцев прошлого года Россия приобрела более 5 тыс. белорусских грузовых автомобилей, свыше 7 тыс. тракторов, почти 30 т мяса, около 700 тыс. штук шин. В январе -- мае этого года количество экспортированных товаров значительно уменьшилось -- автомодилей до 3380, тракторов до 5542, мяса до 18,7 тыс. т и шин до 439,9 штук.

В то же время поставки энергоресурсов вместе с долгами за них растут. К примеру, по состоянию на 1 сентября за газ мы должны братской России 264,4 млн. USD, 75 млн. USD из которых -- пеня. Больше Беларусь потребила нефти -- 4753,6 тыс. т в прошлом году, 6301,2 -- в этом, полимерных материалов -- 42,2 и 50,3 соответственно, меди -- 10,3 и 17,7.

Обсуждая в Москве ход выполнения интеграционных планов, Союзное правительство, перечислило факторы, стоящие на пути их реализации. Красной строкой проходит мысль -- экономическая интеграция зависит от успеха проводимых в Беларуси реформ. Так Россия давно отказалась от практики предоставления налоговых и таможенных льгот хозяйствующим субъектам, чего в обмен на дешевый российский газ требовала и от Беларуси. Несмотря на принятие Декрета Президента от 19 апреля 2002г. N11 "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и совершенствованию государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", практика предоставления льгот не искоренена, констатируют наблюдательные россияне.

Снятию таможенных барьеров между странами мешают расхождения в ставках таможенных пошлин (по ввозным -- 1190 расхождений, по вывозным -- 563).

Популярные в Беларуси и не очень востребованные в рыночной экономике меры нетарифного регулирования наносят ущерб экономическим интересам России.

Отсутствие соответствующей нормативной базы, нереформированность энергетической отрасли стало тормозом для создания совместного газотранспортного белорусско-российского акционерного общества. Кстати, отмечают россияне, хозяйственные отношения у нас регулируются только законами, а по сему стабильны и предсказуемы, чего нельзя сказать об управлении посредством зачастую недоработанных декретов и указов.

Упоминался и печальный опыт российско-белорусского инвестиционного сотрудничества -- российской Балтике никак не удается договорится с белорусским правительством.

Логично, что при наличии такого количества принципиальных расхождений, решение о досрочном валютном единении по белорусскому варианту -- с двумя эмиссионными центрами, тоже невозможно.

Автор публикации: Валентина ВЕШТОРТ