$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«Дружба» дружбой, а нефть врозь

25.05.2007

Правительство России одобрило строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Соответствующее распоряжение 18 мая подписал премьер Михаил Фрадков, приняв предложенный ранее Минпромэнерго РФ и ОАО «Транснефть» проект строительства. По оценкам экспертов, новый нефтепровод будет построен уже в конце 2008 начале 2009 гг. Новая ветка БТС может окончательно увести российских давальцев с белорусских НПЗ и лишить Беларусь выгод страны-транзитера.

М.Фрадков поручил Минпромэнерго и «Транснефти» «обеспечить подготовку необходимой документации по строительству БТС-2, а «Росстрою» с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проведение в установленном порядке госэкспертизы документации» для начала строительства нефтепровода.

По расчетам «Транснефти», строительство БТС-2 позволит России увеличить пропускную способность порта Приморск до 150 млн. т нефти в год и полностью отказаться от транзита нефти по территории Беларуси и Польши в страны ЕС. Строительство нового нефтепровода предполагается завершить в сжатые сроки и, по различным оценкам, обойдется российскому бюджету в 2-2,5 млрд. USD. Самоокупаться БТС-2 сможет через 5-7 лет после ввода в эксплуатацию.

Проект строительства второй ветки БТС появился после разгоревшегося в начале этого года конфликта между Беларусью и Россией, в ходе которого были приостановлены поставки российской нефти в ЕС. Проект был отправлен на доработку после того, как Беларусь отменила пошлины за транзит российской нефти в размере 45 USD за т. Однако россияне не отказались от своих намерений снизить транзитные риски. По словам главы «Транснефти» Семена Вайнштока, новый нефтепровод будет построен в любом случае. «Конечно, это очень дорого, очень и очень дорого. И мы говорили с коллегами, что если бы у нас не были такие риски от сопредельных государств, столь большие деньги на это тратить было бы не нужно». Вместе с тем, как считают российские аналитики, проект строительства БТС-2 является экономически выгодным и оправданным с точки зрения энергетической безопасности.

Сейчас принятие проекта строительства в Минпромэнерго РФ объясняют исключительно расширением трубопроводной системы, а не политическими причинами. При этом там отмечают, что его реализация «будет способствовать росту экспортного потенциала России, а также позволит снизить транзитные риски».

Несмотря на то что российское правительство заявляет о том, что новый нефтепровод не означает отказа от «Дружбы», вполне вероятно, что после строительства БТС-2 возможно полное прекращение поставок по этому трубопроводу хотя бы из-за его изношенности.

Между тем Беларусь в поиске альтернативной нефти достигла определенных успехов. На проходившей на этой неделе встрече президентов Беларуси и Ирана достигнут ряд договоренностей в нефтегазовой сфере. Так, иранской стороной был одобрен генплан РУП ПО «Беларуснефть» по разработке в Иране нефтяного месторождения Джуфеир. Предполагается, что Беларусь уже в ближайшее время сможет добывать и перерабатывать, а также продавать иранскую нефть в близлежащие к Ирану регионы.

Елена БЕРШАТСКАЯ