$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

Дресс-код: как одеваться на работу, чтобы не лишиться премии

16.05.2017

Наниматели часто устанавливают для работников определенный дресс-код. Но это понятие, как и общие требования к внешнему виду работников, в трудовом законодательстве отсутствует.

В переводе с английского dress code означает «кодекс одежды», что буквально подразумевает форму одежды для определенных случаев. Но в корпоративной практике термин трактуется шире и обозначает требования к внешнему виду работника в целом (обувь, макияж, прическа и т.д.). Исходя из законодательства и практики, можно выделить следующие основные виды дресс-кода.

Специальная одежда, которая относится к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). Так, согласно ст. 55 ТК наниматель обязан обеспечивать работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

Под средством индивидуальной защиты понимают средство защиты тела (его части), используемое и предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях. Наниматель обязан обеспечить работникам выдачу бесплатных СИЗ в порядке, определяемом Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209. Применяемые средства защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, для данных СИЗ и обеспечивать безопасные условия труда работников (ч. 3 ст. 230 ТК).

Определение специальной одежды как средства индивидуальной защиты содержится в некоторых ветеринарно-санитарных правилах, утвержденных Минсельхозпродом. Например, согласно п. 13 Ветеринарно-санитарных правил для организаций, осуществляющих приемку молока, производство, хранение и реализацию молочных продуктов, утв. постановлением Минсельхозпрода от 21.12.2009 № 82 (далее – Ветеринарно-санитарные правила), специальная одежда – средство предохранения работников от возможного нежелательного воздействия на них условий производства (фартуки, сапоги, ботинки, перчатки, нарукавники и т.д.). Аналогичное определение есть в некоторых других Ветеринарно-санитарных правилах для определенных организаций.

Таким образом, специальная одежда предотвращает или уменьшает воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защищает от грязи и неблагоприятных температур.

Санитарная одежда, согласно п. 13 Ветеринарно-санитарных правил, – это одежда, предназначенная для предохранения пищевых продуктов от возможного загрязнения их одеждой работников (халат, колпак, косынка, комбинезон, комплект из брюк и рубашки и т.д.). Санитарная одежда используется не только в сфере регулирования Ветеринарно-санитарных правил, но и в других случаях, предусмотренных законодательством, с целью соблюдения санитарных норм и правил.

Например, подп. 3.2 п. 3 таблицы 2 приложения к постановлению МАРТ от 6.10.2016 № 32 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, установлении критериев отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 29» (далее – постановление № 32) предусматривает наличие санитарной одежды у работников объектов общественного питания, отнесенных к отдельным типам. Необходимость ношения санитарной одежды продавцами продовольственных магазинов установлена п. 13 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила).

Таким образом, в отличие от специальной одежды, предназначенной для защиты работника от воздействия неблагоприятных факторов, основная функция санитарной одежды – предохранить пищевые продукты и др. от загрязнений и микроорганизмов, находящихся на одежде работника.

Форменная одежда, согласно ст. 2 Закона от 26.05.2012 № 384-З «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» (далее – Закон), – символ, который представляет собой вид одежды и указывает на служебную или иную принадлежность лица к соответствующему госоргану, госорганизации, республиканскому государственно-общественному объединению. Форменная одежда используется при исполнении профессиональных задач, служебных обязанностей, при участии в праздничных мероприятиях, получении госнаград, наград международных и общественных организаций РБ, назначении на должность, присвоении специальных и воинских званий и т.д. Законодательством предусмотрены случаи ношения форменной одежды прокурорскими работниками, сотрудниками органов внутренних дел, работниками железнодорожного транспорта, работниками национального оператора почтовой связи и т.д.

Фирменная одежда, определение которой в законодательстве отсутствует, на практике должна определять принадлежность работника к конкретной организации. Она также выполняет маркетинговые, рекламные, эстетические функции и др. В некоторых случаях ношение фирменной одежды предусмотрено законодательством.

Согласно п. 3 таблицы 1 и п. 3 таблицы 2 приложения к постановлению № 32 для отнесения объектов общественного питания к отдельным типам и классам необходимо наличие у обслуживающего персонала форменной одежды. Несмотря на употребление термина «форменная одежда», представляется, что одежду обслуживающего персонала объекта общественного питания нельзя отнести к форменной, поскольку она не отвечает правовым признакам, указанным в абз. 12 ст. 2 Закона. Такая одежда определяет принадлежность работника к данному объекту общественного питания и обеспечивает гармоничность интерьера указанного объекта. В связи с этим одежду работников объектов общественного питания следует относить к фирменной.

В соответствии с п. 13 Правил форменная одежда должна быть у продавца при продаже продовольственных товаров в магазинах, павильонах. Данный вид одежды также следует считать фирменной одеждой.

Согласно ч. 2 п. 8 Типового положения о фирменном магазине предприятия (объединения), утв. приказом Минторга от 27.10.1998 № 138, фирменный магазин имеет фирменную одежду для персонала.

Характеристика ресторанов быстрого обслуживания иностранного предприятия «Рестораны «Макдональдс», введенная в действие приказом Минторга и Белорусского республиканского союза потребительских обществ от 1.10.1997 № 128/117, предусматривает необходимость обеспечения персонала этих ресторанов фирменной одеждой, обувью и нагрудным знаком.

Одежда делового стиля как вид дресс-кода зачастую устанавливается для административно-офисного персонала (руководство организации, кадровая, юридическая, бухгалтерская служба, администраторы, секретари и др.), работников сферы образования, госуправления, банковской сферы и т.д. Одежда делового стиля призвана обеспечивать презентабельный внешний вид работника, подчеркивающий значимость выполняемых им должностных обязанностей.

Обязательно или факультативно

В случаях, предусмотренных законодательством, соблюдение дресс-кода работником обязательно (ношение специальной, санитарной, форменной, а в случаях, предусмотренных законодательством, – и фирменной одежды). Наниматель обязан обеспечить соблюдение работниками требований законодательства, касающихся дресс-кода.

Часто наниматели включают в число обязанностей работника, определенное правилами внутреннего трудового распорядка, обязанность придерживаться определенного дресс-кода (например, носить фирменную одежду, одежду делового стиля), в то время как законодательством для данной категории работников дресс-код не предусмотрен. Проанализировав нормы трудового законодательства, можно усомниться в правомерности такого включения.

Так, согласно ст. 197 ТК, противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком. Пунктом 2 ч. 1 ст. 53 ТК установлена обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и ЛНПА. Таким образом, работник обязан выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка, в т.ч. касающиеся формы одежды на рабочем месте. Несоблюдение работником требуемого дресс-кода может расцениваться как дисциплинарный проступок. Систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, является основанием расторжения трудового договора по инициативе нанимателя (п. 4 ст. 42 ТК).

Однако законность увольнения работника по п. 4 ст. 42 ТК за систематическое нарушение требований к дресс-коду вызывает сомнения, если законодательством не предусмотрены требования к внешнему виду соответствующей категории работников. В частности, для административно-офисного персонала требования о соблюдении делового стиля одежды на рабочем месте законодательством не предусмотрены. Следовательно, установление таких требований в правилах внутреннего трудового распорядка может быть расценено как установление условий, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством. Согласно ч. 2 ст. 194 ТК ЛНПА, регулирующие трудовой распорядок, не могут ухудшать положение работников по сравнению с ТК и иными актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК). Полагаем, что привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение требований к дресс-коду, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, является незаконным, если такие требования не установлены законодательством. Таким образом, принуждение работника к соблюдению дресс-кода, не предусмотренного законодательством, под угрозой дисциплинарной ответственности невозможно.

Встает вопрос о правовых механизмах обеспечения соблюдения работниками дресс-кода, не предусмотренного законодательством. Представляется, что в роли такого механизма может выступать установление соблюдения дресс-кода в качестве показателя премирования работников. Правовое регулирование премиальных выплат во многом позволяет нанимателям решать вопросы, связанные с премированием, по своему усмотрению: устанавливать показатели, за соблюдение которых премируются работники, размеры премий и т.д. В частности, положением о премировании, другим ЛНПА может быть установлена премия за соблюдение требований корпоративной политики, в т.ч. дресс-кода.

При принятии нанимателем решения о введении дресс-кода следует оценить целесообразность, обоснованность и адекватность своих требований. В соответствии со ст. 55 ТК наниматель обязан обеспечивать сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников, профилактику и предупреждение заболеваний. Данные требования должны соблюдаться и при установлении дресс-кода. В частности, одежда работника должна:

1) быть комфортной, не создавать неудобств при выполнении трудовых обязанностей. При установлении дресс-кода следует применять дифференцированный подход с учетом конкретных трудовых обязанностей работника, особенностей организации его труда на рабочем месте и т.д. Если для юрисконсульта строгий костюм с пиджаком и галстуком уместен, то для системного администратора такой строгий дресс-код устанавливать не следует. Его работа носит технический характер, предполагает определенные физические действия (подключение, наладка компьютерной техники и т.д.), выполнять которые в деловом костюме неудобно. Подобные неудобства могут снизить работоспособность и негативно сказаться на здоровье;

2) отвечать времени года, климатическим и погодным условиям, температуре воздуха в помещении, в котором выполняется работа. При установлении дресс-кода необходимо отдельно определять требования к одежде в осенне-зимний и весенне-летний период. Недопустимо устанавливать необходимость ношения одежды с длинным рукавом, чулок или колготок для женщин в летнее время, если офисное помещение не оборудовано кондиционерами. Не допускается также необоснованное ограничение ношения теплых вещей зимой. Несоответствие одежды времени года и погодным условиям вызывает дискомфорт и способно причинить вред здоровью работника;

3) по своей стоимости соответствовать финансовым возможностям работника. При определении финансовых возможностей работников следует учитывать уровень зарплаты в организации. Установление необходимости ношения дорогостоящей одежды при среднем уровне зарплаты противоречит социально-экономическим интересам работника и в связи с этим не допускается. Исключение может составлять случай, когда приобретение работником одежды финансируется за счет нанимателя;

4) в разумной степени учитывать особенности внешних данных конкретного работника, в т.ч. его телосложение. Это необходимо для обеспечения эстетического внешнего вида работника во время выполнения трудовых обязанностей. В одежде, которая не подходит по телосложению, работник может испытывать психологический дискомфорт, что негативно отразится на его самочувствии и работоспособности.

Таким образом, требования дресс-кода должны быть дифференцированными. В связи с этим в ЛНПА, определяющих требования к дресс-коду, целесообразно установить не конкретное описание одежды, а пределы допустимого во внешнем виде работника на рабочем месте (недопустимость ношения джинсов, одежды ярких расцветок, спортивной одежды и обуви, яркого макияжа и т.д.). Требования дресс-кода могут быть установлены ЛНПА (приказом, положением), издаваемым (утверждаемым) нанимателем. Представляется, что при установлении дресс-кода нанимателю целесообразно утвердить:

1) положение, регламентирующее требования дресс-кода;

2) изменения и (или) дополнения в положение, определяющее порядок оплаты труда, премирования, связанные с установлением премии за соблюдение требований дресс-кода.

Условия о необходимости соблюдения дресс-кода также могут быть включены в трудовые договоры с работниками.

В печатной версии «ЭГ» материал опубликован под названием «Белый верх, черный низ: как одеваться на работу, чтобы не лишиться премии»

Автор публикации: Елена ГАДЛЕВСКАЯ, юрист


Труд: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях