$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДОТОРГОВАЛИСЬ ДО ЗАКОНА©

09.04.2013

Минторг в пятницу разъяснил журналистам предысторию подготовки законопроекта «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Его цель заместитель министра торговли Ирина НАРКЕВИЧ объяснила в ходе пресс-конференции одним предложением: «Создается прозрачная система беспрепятственного доступа на полки».

По мнению Минторга, в республике у отечественных производителей наблюдаются определенные трудности. Желание продать товар большими партиями толкает промышленников соглашаться на условия крупных розничных игроков, требования которых можно объяснить лишь преимуществом на рынке. При этом договоры заключаются иногда на кабальных условиях, считает Минторг, — по срокам оплаты, по предоставлению различных бонусов, скидок за размещение товара на полках или взимания за это платы. То есть торговля стала брать деньги за свои функциональные обязанности, констатировала И.Наркевич. При этом страдают промышленники, которые инвестируют средства в производство, выпускают импортозамещающие товары, которые не могут попасть на прилавки, потому что некоторые магазины выставляют дискриминационные условия. Так, по словам замминистра, Комитетом госконтроля в ходе проверки одной крупной сети в договоре поставки была выявлена и плата за рекламу, и за какое-то тестирование, по результатам которого можно взять в магазин товар. Между тем непонятно было, что это за тестирование и реклама, если нет ни рекламного плаката, ни промоутера, а только деньги «за воздух».

Поэтому в проекте закона появляется регулятивная норма взаимодействия поставщика и торговли. Законодатель устанавливает требования к заключению договоров поставки, «очищая» их от несвойственных им условий. Если же изготовитель захочет активно рекламировать свой товар в магазине, для этого придется заключать отдельный договор. Но в каждом таком случае должен быть акт приемки оказанных услуг, а Минторг проконтролирует, действительно ли имела место какая-то реклама. Имея же сводный «компилятивный» текст договора, отследить факт оказания подобных услуг сложно.

Не случайно появились в законопроекте и сроки оплаты за товар. Правда, крупные игроки уверяют, что и так их не нарушают. Однако у Минторга есть другие данные: недавно на коллегии министерства пришлось обсуждать факты наличия просроченной задолженности, в т.ч. по мясо-молочным продуктам, которые должны быть оплачены в срок до 15 дней. Контролеры, проверяя множество договоров, столкнулись с жалобами изготовителей о том, что они не могут вернуть деньги за поставленный товар. Поэтому и появятся на законодательном уровне соответствующие нормы, подлежащие включению в договора, а также ответственность за их нарушение. Кроме того, условия выбора контрагентов и механизм поступления товаров в магазины должны стать прозрачными, а также одинаковыми для всех. В связи с этим нормы антимонопольного регулирования о конкуренции и инфраструктурных ограничениях включены в локальный закон о торговле, как это сделано в России и некоторых других странах СНГ. Подробности этого опыта изложены в докладе Межгоссовета стран СНГ по антимонопольной политике «О состоянии конкуренции на рынке услуг продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях государств СНГ». В этом документе имеется рекомендация — предусматривать нормы о добросовестной конкуренции в национальных законах о торговле.

Такие нормы имеются и в обсуждаемом теперь отечественном законопроекте. В частности, установлено, что оборот субъекта хозяйствования в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах рынка: Минска, городов областного значения, районов — не должен превышать 20%. В противном случае данный субъект будет не вправе приобретать дополнительную торговую площадь в границах этого рынка для ведения розничной торговли. Подобные ограничения не актуальны для Минска, где и так высокая концентрация сетей, а вот на периферии ситуация иная, считает И.Наркевич. Например, если в небольшом райцентре с населением 50 тыс. человек появится крупноформатный объект, то могут закрыться уже имеющиеся магазины, принадлежащие малому и среднему бизнесу, потребкооперации. 20-процентная доля доминирования, предусмотренная законопроектом, означает, что 5 крупных игроков могут разделить между собой местный рынок, если довести эту долю до 25% — то 4, а если 30% — только три.

И.Наркевич считает необоснованными жалобы ритейлеров на местные органы власти, не дающие им развиваться. По ее словам, у местных органов есть схемы развития торговой инфраструктуры, общественного питания, бытового обслуживания. Магазин площадью свыше 400 м2 обязательно должен быть на схеме населенного пункта, чтобы не оказалось, что где-то рядом разместились 3 магазина, а в каком-то густонаселенном районе — нет ни одного. Чтобы эти магазины размещались равномерно, обеспечивалась шаговая зона доступности, законопроект дает право местным исполнительным органам составлять схемы размещения, наносить их на карту и решать, где должны находиться торговые объекты. При этом замминистра сослалась на мировую практику, где существуют программы лояльности и стимулирования для привлечения торгового бизнеса и инвестиций в районы, где живет малообеспеченное население.

Записала

Оксана КУЗНЕЦОВА