$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Достучаться до правительства©

06.02.2015

В Беларуси в 2015 г. рынок новых легковых автомобилей снизится по сравнению с прошлым годом вдвое — до 20–25 тыс. Причем такой объем продаж возможен в случае благоприятного развития экономической ситуации в нашей стране, прогнозируют в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

Ожидаемое падение рынка обусловлено последствиями прошлогодних событий на валютном рынке Таможенного союза. Из-за курсовых различий в Беларуси и России в течение ноября–декабря 2014 г. в нашу страну физическими лицами было ввезено 15 тыс. новых автомобилей. Это как раз те машины, которые официальные дилеры планировали поставить на белорусский рынок и реализовать потребителям в текущем году, проинформировал журналистов член правления БАА, директор официального дилера Nissan в Беларуси СООО «ДрайвМоторс» Александр Чупрыгин.

За весь прошлый год граждане самостоятельно ввезли в страну 25 тыс. легковушек без пробега. Приобретались они в основном у российских производителей и поставщиков зарубежных иномарок, суммарная выручка которых только за счет наших соотечественников выросла от 500 млн. до 1 млрд. USD. С другой стороны, эти деньги являются упущенной выгодой как белорусских компаний-импортеров, так и нашего государства. Если покупка автомобиля физлицом совершена в шоу-руме другой страны, все налоги достаются ей, в то время как белорусский дилер отдает государству порядка 30% выручки, пояснил председатель правления БАА, директор импортера VW в Беларуси «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич.

Из этого следует, что белорусская казна в прошлом году недополучила от субъектов хозяйствования, занимающихся импортом легковых автомобилей, до 300 млн. USD налоговых поступлений. Вследствие «серого» автоимпорта огромные убытки понесли и отечественные автодилеры: практически у всех по итогам 2014 г. минусовая прибыль.

Можно ли было избежать такого развития событий? Представители автобизнеса уверены, что все могло быть иначе, если бы чиновники их слышали и соответствующим образом реагировали на возникающие вызовы. Помимо поздней реакции правительства и Нацбанка на скрытую девальвацию, вывозу капитала в Россию поспособствовал и ряд нормативных правовых актов, которые ухудшили конкурентоспособность наших автодилеров по сравнению с российскими. Одним из таких актов С.Михневич считает Указ Президента от 4.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Негативное влияние отечественный автобизнес ощутил и от действия Указа Президента от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы», которым были установлены особенности для «ввозного» НДС. В результате продажи белорусских автодилеров в прошлом году едва превысили 25 тыс. автомобилей, что хуже объема реализации 2013 г.

Сегодня многие из них отягощены валютной задолженностью перед поставщиками и банками по валютным кредитам. Удержание в 2015 г. продаж на прошлогоднем уровне позволит автоцентрам, по мнению их руководителей, «перевести дух» и удержаться на рынке. Кроме того, в текущем году они, по словам С.Михневича, рассчитывают «достучаться до правительства», чтобы при его поддержке сохранить в Беларуси цивилизованный автобизнес.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях