Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Страхование
18.01.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОШЛИ ДО АБСУРДА

Для многих транспортных организаций республики, осуществляющих международные грузоперевозки, страхование своих интересов также естественно, как и для их зарубежных коллег...

Понятие себестоимости теряет экономический смысл

Для многих транспортных организаций республики, осуществляющих международные грузоперевозки, страхование своих интересов также естественно, как и для их зарубежных коллег. Большинство западноевропейских экспедиторов просто не доверят доставку груза перевозчику, ответственность которого за сохранность груза не застрахована.

Основной объем операций нашим международным автоперевозчикам приходится осуществлять за пределами РБ, чаще всего на территории Западной и Восточной Европы, в Российской Федерации. А там, как известно, без определенного набора страховых полисов обойтись невозможно. Без "Зеленой карты" невозможно пересечь границу ни одной страны ЕС. С 1 января 2004 г. в РФ невозможно въехать без обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории РФ; открыть визу водителю - полис медицинского страхования; получить банковскую гарантию для допуска к процедуре МДП - полное страхование транспортного средства (каско), передаваемого в залог; получить книжку МДП - снова страховой полис. И это далеко не весь перечень видов страхования, с которыми ежедневно сталкиваются автотранспортники и без которых осуществлять такой вид деятельности, как международные грузоперевозки, просто невозможно.

Вот здесь-то и начинается самое интересное и одновременно странное. Согласно Закону "О страховании" страхование является обязательным, если это предусмотрено законодательными актами РБ. К нему законодательство относит: обязательное страхование некоторых категорий госслужащих, принадлежащих гражданам строений, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, гражданской ответственности автовладельцев и перевозчиков пассажиров, обязательное медицинское страхование иностранных граждан. Следовательно, все другие виды страхования - добровольные и страховые взносы по ним - в соответствии с Законом "О налогах на доходы и прибыль" в состав затрат, учитываемых при определении прибыли, не включаются. Более того, согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость обороты по передаче внутри предприятия для собственных нужд приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, признаются объектом налогообложения.

Ну не абсурд ли? Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, обусловленные технологией и организацией данного вида деятельности, объявляются не связанными с предпринимательской деятельностью для целей налогового учета! Тем временем на практике многие из добровольных видов страхования давно уже стали "добровольно-принудительными" для транспортников. И понятие себестоимости как стоимостной оценки используемых в процессе производства товаров (работ, услуг), топлива, сырья, материалов, трудовых ресурсов и других затрат потеряло в нашей стране экономический смысл.

Взгляните на состав затрат, которые ни при каких обстоятельствах не учитываются при налогообложении либо учитываются на определенных условиях. Их список довольно внушителен и с каждым годом становится больше. Кто-нибудь пробовал получить книжку МДП без страхового полиса? Или въехать на территорию России без полиса ОСАГО? Тогда почему данный вид страхования относится у нас к добровольным? Если уж мы говорим о едином экономическом пространстве и унификации белорусского и российского законодательства, то почему обязательное страхование автогражданской ответственности на территории РФ тоже расценивается как добровольное и не учитывается при налогообложении?

Что же это за прибыль такая получается, из которой мы все, по сути дела, платим налог?

Может быть, есть смысл придумать какой-то единый налог из выручки, который решил бы все проблемы? Но ведь тогда бухгалтера будут меньше ошибаться и соответственно уменьшится объем собираемых штрафных санкций...

И в заключение. Международные автоперевозки - сложный вид внешнеэкономической деятельности, который требует обеспечения системы гарантий исполнения договорных обязательств субъектами хозяйствования и возникающих при этом взаимоотношений. Соответственно состав затрат, учитываемых при налогообложении транспортников, должен иметь свои особенности. Хочется все-таки думать, что чиновники, от которых зависит решение наболевших вопросов, начнут не только прислушиваться к нам, но и предпринимать конкретные шаги в плане совершенствования законодательства.

С. МАТУРОВА,
главный бухгалтер УЧТП "АЛВЕСТ" г. Брест

------------------------------
ОТ РЕДАКЦИИ.

Уже второй год вопрос отнесения расходов на страхование в состав затрат, не учитываемых при налогообложении, остается нерешенным. Если до 1.01.2004 г. подп.2.2.18 Основных положений по составу затрат разрешал включать в себестоимость платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов, то с 1.01.2004 г. эти виды страхования вообще исчезли из данного документа. Затем с 1.08.2004 г. подпункт был унифицирован с п.21 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль (утв. постановлением МНС от 2004-01-31г. № 19), которым разрешалось включать в состав затрат, не учитываемых при налогообложении, лишь страховые взносы по обязательным видам страхования, а также по добровольному имущественному страхованию и добровольному страхованию ответственности по перечню видов такого страхования, определяемому Президентом. Однако такой перечень до сих пор не утвержден, стало быть, для целей налогообложения и ценообразования затраты на страхование рисков учитывать нельзя.

Следует ли из этого, что риски автоперевозчиков нет необходимости страховать? Решение совершенно очевидно. Без стандартного "страхового набора" международный перевозчик далеко не уедет. Но и другие субъекты хозяйствования заинтересованы в том, чтобы застраховать, к примеру, свое имущество, профессиональные риски, ответственность перед третьими лицами и прочее - видов рисков достаточно много и для каждого предприятия они специфичны. Да, можно работать какое-то время и без страхования. Но суммы возможного ущерба будут неподъемными. Страхование же за счет прибыли чувствительно отражается  на рентабельности.

Во всех государствах мира независимо от взятых на вооружение экономических моделей затраты на страхование признаются общественно необходимыми и, подобно амортизационным отчислениям и проценту за кредит, входят в расходы, уменьшающие налог на прибыль, по одной простой причине: они стимулируют расширенное воспроизводство. (К слову, велик ли был бы спрос на кредиты, если бы проценты по ним уплачивались из прибыли?)

Однако самое большое недоумение вызывают предложения правительства относить на себестоимость только те добровольные страховые взносы, которые уплачиваются государственным страховщикам. И дело даже не в нарушении конституционного принципа равенства форм собственности. Фактически устанавливается монополия государства на добровольное страхование. А монополия всегда влечет за собой рост цен при одновременном снижении качества услуг. К этому ли мы стремимся?

Анна ГЛАДЫШЕВА
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений