ИТ-технологии
28.01.2005 5 мин на чтение
мин
ДОСЬЕ НА КАЖДОГО
В условиях нарастающего объема рассредоточенной информации потребителям, в том числе и органам госуправления, весьма непросто иметь полную оперативную картину событий и решений. Поэтому Беларуси нужна полномасштабная республиканская геоинформационная инфраструктура, объединяющая разрозненные информационные ресурсы...В условиях нарастающего объема рассредоточенной информации потребителям, в том числе и органам госуправления, весьма непросто иметь полную оперативную картину событий и решений. Поэтому Беларуси нужна полномасштабная республиканская геоинформационная инфраструктура, объединяющая разрозненные информационные ресурсы.
Для этого в Программе "Электронная Беларусь" предусмотрено создание общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), обеспечивающей повышение эффективности функционирования госорганов и Единого государственного регистра (ЕГР), включающего информацию о народонаселении и юридических лицах, а также соответствующих кадастров и регистров, формируемых государственными органами.
Цель проекта ЕГР - создание такой системы, которая бы оперативно обеспечивала достоверными первичными регистрационными данными другие системы учета различных категорий населения и юридических лиц, давала возможность информационного взаимодействия в сборе и накоплении данных для подготовки управленческих решений, а также служила источником информационного обслуживания населения.
Ключевая роль ЕГР отводится и в общегосударственной автоматизированной системе при реализации функций электронного правительства. С помощью государственного портала можно будет обеспечить доступ и заполнение необходимых электронных документов информацией из базы данных АС ЕГР и связанных баз данных ведомственных АИС, заверить документ электронной подписью и осуществить доставку его по месту требования.
Создание ЕГР ведется параллельно с разработкой автоматизированной системы единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсутствие единой методологии и технологии регистрации субъектов в различных инстанциях, различная ведомственная принадлежность органов регистрации серьезно усложнили задачу. Но она решается.
На основе данных Минстата и МНС в Минюсте создана стартовая республиканская версия базы данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Разработаны программные средства получения областных и других местных данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Там же работает подсистема согласования фирменных наименований субъектов хозяйствования РБ, а также проходит опытную эксплуатацию соответствующее программное обеспечение.
Важной проблемой в информационном взаимодействии различных автоматизированных систем сегодня является учет населения. Он необходим для решения многих задач - выплаты пенсий, пособий, взимания налогов и т.д. Создаваемый Государственный регистр народонаселения (ГРН) - это база персональных регистрационных данных граждан страны, однозначно идентифицирующих личность, и ведомственных данных учета различных категорий населения.
Сегодня законодательство не обязывает делать электронные копии актовых записей в процессе регистрации, не регламентирует информационный обмен с использованием электронных носителей. Для правового обеспечения работ по созданию и ведению Государственного регистра населения необходимо принять соответствующие нормативные акты. Они должны установить правовые основы создания и ведения этого регистра, получения и предоставления информации из него; регламентировать состав сведений о гражданине; определить орган, на который возлагаются функции создания и ведения регистра, а также обязанности других госорганов по представлению информации в регистр; установить права, обязанности и ответственность граждан и организаций в данной сфере.
Предстоит обеспечить правовое регулирование работы с персональными данными на основе общепринятых международных норм и принципов в соответствии с Конституцией, создать условия для управления ресурсами с целью решения социальных проблем, предоставления услуг на основе сбалансированного и социально справедливого разделения государственных средств, а также реализации функций осуществления государственных учетов, необходимых для работы налоговых служб и правоохранительных органов.
Постепенный переход к реализации функций "электронного правительства" может происходить с созданием пунктов информационного обслуживания населения (ПИОН), в которых граждане, не имеющие домашнего сетевого компьютера, смогут воспользоваться информационными сервисами, предоставляемыми порталом "Электронная Беларусь".
Таким образом, регистр позволит обеспечить право каждого гражданина на доступ и получение информации.