Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дороже советов — только ошибки

В преддверии крупных форумов специалистов по информационным технологиям (IТ), которые обычно проводятся в конце года, к новинкам IТ и современного менеджмента просыпается некоторый интерес и у руководителей белорусских предприятий самого разного размера и профиля...
В преддверии крупных форумов специалистов по информационным технологиям (IТ), которые обычно проводятся в конце года, к новинкам IТ и современного менеджмента просыпается некоторый интерес и у руководителей белорусских предприятий самого разного размера и профиля. Хотя еще недавно информатизация находилась на периферии внимания наших топ-менеджеров, то сейчас ситуация меняется на глазах. Конечно же, и раньше было понятно, что на столе преуспевающего директора должен стоять красивый компьютер с большим монитором, что компьютерами также должна быть оснащена бухгалтерия и службы, которые готовят для директора справки и отчеты, и что все это хозяйство хорошо бы завязать в сеть, чтобы удобнее было распечатывать отчеты на единственном принтере. Но теперь приходит понимание IТ как важнейшего инструмента достижения менеджерского успеха.

Тем полезнее читателям "НЭГ" будет узнать о ситуации на рынке IТ в рубрике "IТ-консалтинг", тема которой "как заставить информационную систему предприятия работать максимально эффективно при минимальных издержках" располагает к обмену мнений и дискуссиям специалистов самого разного профиля.

Спрос рождается. Вслед за предложением?..

Тем, кто на себе ощутил конкуренцию на современных рынках, не стоит доказывать преимущество информационной системы, которая позволяет ускорять и удешевлять разработку новых изделий, оптимизировать использование материальных и финансовых ресурсов, анализировать и корректировать в реальном времени деятельность служб и подразделений, повышать качество взаимодействия с клиентами и партнерами, ускорять и облегчать принятие стратегических решений и т.п.

Да, серьезная информатизация требует серьезных инвестиций, но эти вложения окупаются (если, конечно, сделаны с умом). И крупные предприятия республики уже регулярно вкладывают в обновление и расширение своего IТ-хозяйства сотни тысяч и миллионы долларов.

-- Года два назад, когда я предлагал крупному предприятию интегрированное решение стоимостью, например 200 тыс. USD, на меня махали руками: мол, такие деньги тут никогда не станут "выбрасывать на ветер", -- рассказывает один из белорусских поставщиков серверного оборудования. -- А сегодня эти же руководители с явной заинтересованностью выясняют: что именно я могу им предложить за эти 200 тыс.USD. По моим наблюдениям, на белорусских предприятиях все чаще возникают интересные бизнес-идеи. И здесь уже готовы, по меньшей мере, обсуждать стоимость реализации этих идей. Надеюсь, эта пока еще слабо выраженная тенденция со временем будет только укрепляться.

Свято место -- пока пусто?

Отечественный IТ-рынок сегодня готов помочь отечественному производству решить практически любую задачу, связанную с управлением информационными потоками. Причем на уровне международных стандартов и с учетом отраслевой специфики. В этом, мы уверены, смогут еще раз убедиться посетители выставки РТS'2002.

Главная проблема, с которой может столкнуться предприятие -- покупатель информационных решений, -- не в отсутствии качественного предложения. Проблема в том, что белорусский IТ-рынок сформирован не до конца: на нем пока отсутствуют некоторые ключевые фигуры, необходимые для выработки оптимальных IТ-стратегий. Точно так же нельзя, например, в отсутствие депозитария считать сформировавшимся рынок ценных бумаг, либо в отсутствие независимого аудита -- банковский рынок.

Промашка вышла...

Чтобы заострить проблему, приведем несколько примеров из реальной белорусской практики последних лет.

...Одно крупное белорусское предприятие купило сервер за 1 млн.USD и "ради экономии" отказалось от его технической поддержки. Через некоторое время в сервере вышел из строя один из винчестеров. Только тут выяснилось, что подобное оборудование могут ремонтировать только специально обученные люди. Вызвали специалиста из Москвы, который, исправив эту пустячную, с точки зрения обычного компьютерщика, поломку, выставил счет на... 50 тыс.USD.

...На другом предприятии пытались решить проблему подключения бухгалтерии к локальной сети с помощью... оборудования провайдерского класса стоимостью 10 тыс.USD, хотя для этих целей достаточно сетевой карточки за 40 USD.

...Известная компания, работающая на рынке услуг связи, закупила за 200 тыс.USD сервер для работы с клиентской базой, еще на 1 млн.USD -- специализированное программное обеспечение. А чтобы данные не пропали, купила еще один резервный сервер за 200 тыс.USD с целью организовать кластер. Лишь когда оборудование установили, выяснилось, что дорогостоящая программа не умеет работать сразу с двумя серверами.

...Известный банк потратил кучу денег на закупку оборудования для того, чтобы завязать свои филиалы в сеть. Лишь после установки выяснилось, что по отдельности сегменты сети работают, а все вместе -- нет.

...Торговая фирма заплатила 4000 USD за покупку специального терминала и ежемесячно выкладывает еще по 2000 USD, чтобы получать свежие котировки мировых бирж с 20-секундной задержкой. В то время как эти же котировки можно брать бесплатно в Интернете с задержкой в полчаса -- все равно никто в фирме не изучает эту информацию чаще, чем раз в день.

Кто же эти рыночные субъекты, которых так не хватает предприятиям для принятия оптимальных решений в области информационных технологий?

IТ-директор

Прежде всего, в структуре подавляющего большинства крупных отечественных предприятий, к сожалению, отсутствует такая широко распространенная в западном бизнесе фигура, как IТ-директор (исключение -- белорусские компании, работающие на рынке информационных технологий: у них роль IТ-директора зачастую выполняет генеральный директор либо один из его заместителей).

IТ-директор -- специалист высокой квалификации сразу в двух областях: управлении и информационных технологиях. Он отвечает на предприятии за все, что связано с приемом, обработкой и передачей информации. В его ведении не только компьютеры, периферийные устройства и локальная сеть, но также телекоммуникации, выход в Интернет, корпоративный сайт, рекламная служба и т.п.

Де-факто эти функции (по крайней мере, их техническую часть) в белорусской промышленности выполняют, как правило, руководители отделов информатизации (автоматизации производства и т.п.), а то и просто системные администраторы. Они же готовят на подпись директору решения о закупке компьютерной техники, программного обеспечения и т.п. Ведь любой директор, будь он хоть семи пядей во лбу, по определению не сможет вникнуть в массу технических деталей и вынужден передоверять вопросы развития информационной системы "жрецам"-технарям.

Проблема в том, что руководитель отдела информатизации, как правило, перегружен техническими проблемами. Ему не до стратегического планирования -- работала бы техника. Да он, собственно, и не входит в круг лиц, участвующих в формировании стратегических решений.

Он попросту бывает не в курсе многих важных для предприятия решений. То есть для того, чтобы последовательно строить информационную систему предприятия, ему самому не хватает информации. А порой -- и квалификации (заработную плату этой категории специалистов слишком привлекательной не назовешь).

В то же время известна закономерность: чем ниже по служебной лестнице стоит специалист, тем больше у него соблазнов действовать в личных интересах, а не в интересах предприятия.

Парадокс: оставляя IТ-специалистам ответственность на уровне обслуживающего персонала, им, по сути, дают право готовить решения стоимостью в сотни тысяч, а то миллионы долларов. И, чего греха таить, порой решающим фактором при закупке техники становятся личные связи кого-то из технических специалистов предприятия-покупателя в конкретной компьютерной фирме. В итоге на многих предприятиях информационная система приобретает лоскутный, хаотичный, а порой и избыточный характер (там, где техника нужна -- она отсутствует, а там, где достаточно дешевых решений, применяются дорогие).

Роль IТ-директора -- стать своего рода фильтром между генеральным директором и техническими службами. Он не занимается текучкой (ремонтом, профилактикой техники и т.п.), а решает принципиальные вопросы. Его задача -- заставить информационную систему предприятия работать максимально эффективно при минимальных затратах (что, согласитесь, намного превышает реальные возможности системного администратора или даже руководителя отдела).

Настоящего IТ-директора технические вопросы интересуют постольку-поскольку. Он отвечает за эффективность информационной системы предприятия в бизнес-терминах: повышение производительности труда, снижение расходов, срок возврата инвестиций, реализация конкурентных преимуществ и т.д. И с этой целью IТ-директор наделяется в своей области не меньшей властью, чем, например, финансовый директор -- в своей.

Независимый IТ-консультант

Возможно, IТ-сфера вашего предприятия пока развивается не столь активно, чтобы держать в штате постоянного "директора по информатизации". Возможно также, что найти достойного кандидата на эту должность пока не удается. Для таких случаев западный бизнес выработал схему сотрудничества: "предприятие -- IТ-консультант".

Следует отметить, что своего рода "неформальными" консультантами ряда крупных белорусских предприятий выступают несколько крупных компьютерных компаний. Они создают на этих предприятиях с нуля полноценную информационную систему, а впоследствии -- занимаются ее обслуживанием и модернизацией. Это вполне работоспособная схема. Проблема лишь в том, что из двух общепринятых схем IТ-консалтинга в Беларуси пока действует лишь одна:

IТ-консультант первого типа (тот самый "неформальный") -- компания, которая не только дает заказчику советы в IТ-сфере, но и сразу предлагает оборудование для решения конкретных задач (такие компании в Беларуси и России принято называть системными интеграторами. Как правило, они делают ставку на конкретных производителей оборудования).

IТ-консультант второго типа предлагает клиенту советы и, в принципе, в дополнение к ним может по желанию заказчика предоставить на выбор список поставщиков подходящего оборудования и/или оказать услугу по закупке оборудования, заняться его установкой, наладкой, обслуживанием. Такого консультанта вполне можно назвать независимым: его прибыль напрямую от объема продаж не зависит. Следовательно, у него нет объективной заинтересованности предлагать более дорогую компьютерную технику, сетевое оборудование, программы, чем это необходимо. А ведь эта грань между "необходимым" и "достаточным" весьма расплывчата. Точно определить ее на конкретном предприятии непросто даже специалисту.

-- По-настоящему независимый консультант мог бы сократить стоимость практически любого IТ-решения, внедряемого в Беларуси, как минимум на 10%, в большинстве случаев -- на 50%, а в некоторых ситуациях -- и на все 100%. Это вполне осуществимо, если взять за основу реальные задачи, стоящие перед предприятием. И на этой основе подбирать конфигурацию системы, подходящее по цене и качеству оборудование, предлагающие наилучшие скидки продавца и т.д., -- говорит начальник отдела информационных технологий "БелХард Групп" Евгений Петрушин.

А его коллега, ИТ-директор этой же компании Константин Леонов добавляет:

-- По моим ощущениям, белорусский IТ-рынок сейчас находится в раздумье: по-прежнему ли делать ставку на продажу оборудования либо зарабатывать в основном на консультациях? К слову, в этих раздумьях присутствует "патриотический" мотив: чем больше в стране независимых IТ-консультантов -- тем больше остается в ней денег, которые предприятия вкладывают в информационные технологии. Но, в конечном счете, все будет зависеть от позиции предприятий, от их готовности платить "за советы". Если сегодня консультант сократит возможные расходы на информационную систему со 100 тыс. USD до 50 тыс. USD, а среднее предприятие, скорее всего, заплатит ему за эту услугу не более 1 тыс. USD, то в следующий раз консультант наверняка займется продажей техники... Так что отечественным предприятиям пора задуматься о своих истинных интересах.
 
--------------------------------
Справка "НЭГ". По данным исследований, проведенных несколькими социологическими службами страны, сегодня компьютерный парк Беларуси составляет порядка 500 тысяч компьютеров. 40% населения РБ обладает навыками работы на компьютере. 1,5 млн. человек хоть раз пользовались Интернетом (потенциальную возможность выхода в Глобальную сеть имеют 98% из 3 млн. абонентов телефонной связи в РБ). При этом, по данным РО "Белтелеком" более 80: интернет-трафика составляет входящий поток  извне Беларуси. Что касается отечественных вебресурсов, то на данный  момент, по оценкам специалистов, реально действует свыше 2000  белорусских сайтов.