$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Дорогое удовольствие

15.05.2007

Пока переход на МСФО не завершился, некоторым предприятиям уже сегодня нужна отчетность, составленная по зарубежным стандартам. Для этого обычно приглашают специалистов из аудиторских фирм. И тогда возникает вопрос о предмете и содержании договора и источниках его оплаты.

Составление бухгалтерской отчетности Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности ОКРБ 005-2006, утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2006 № 65, относит к подклассу 74122 «Деятельность в области бухгалтерского учета». Занятие это не требует по отечественному законодательству ни лицензии, ни какого-либо сертификата. Таким образом, заниматься трансформацией может любой желающий. Если, конечно, умеет это делать. Правда, зарубежные пользователи — банки и особенно фондовые биржи — относятся к представленной отчетности весьма привередливо. Они, как правило, требуют, чтобы отчетность, составленная по IAS/IFRS или US GAAP, была подписана известной аудиторской фирмой — желательно из «Большой четверки» или партнером одной из международных аудиторских сетей (BDO, PKF, Grand Tornton и т. д.). Если же отчетность по МСФО подготовлена для этих целей предприятием самостоятельно, она должна быть составлена лицом, имеющим сертификат, признанный за рубежом (АССА или CPA), и проаудирована одной из международных аудиторских компаний. Белорусским специалистам, не имеющим такого статуса, придется еще немало потрудиться, чтобы их имя вызывало такое же доверие у иностранных инвесторов. Таковы правила мировых финансовых рынков, которые не мы пока устанавливаем.

Впрочем, кого бы ни пригласили для проведения трансформации, неизбежно встанет проблема учета расходов на нее.

В соответствии с подп. 2.2.10.9 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и подп. 42.29 ст. 3 Закона «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон) на затраты для целей бухгалтерского учета и налогообложения относится оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы. Но на всех предприятиях, которые на практике нуждаются в представлении отчетности по МСФО, имеются бухгалтерские службы. Тот факт, что их сотрудники, как правило, не имеют достаточных знаний и опыта, чтобы провести трансформацию отчетности самостоятельно, для налоговых органов обычно не аргумент. А потому осуществляемая сторонней организацией трансформация отчетности в МСФО, которая по сути также представляет собой услугу по составлению отчетности, не может включаться в себестоимость и в затраты для целей налогообложения и ценообразования. В лучшем случае эти расходы можно включить в состав консультационных услуг (при соответствующем предмете договора) в пределах норм, установленных Указом Президента от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров».

Не лучше дело обстоит с аудитом отчетности, составленной по МСФО. Эти работы к обязательному аудиту, проводимому в случаях, установленных законодательством РБ, не относятся.

Исключением является лишь норма подп. 8.19 ст. 3 Закона, согласно которой в затраты при определении прибыли банков включаются расходы по оплате проводимых в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторских проверок банков, обслуживающих кредитные линии, предоставленные на основании соглашений с международными финансовыми организациями, кредитными организациями иностранных государств, в пределах норм расходов на проведение обязательных аудиторских проверок, установленных законодательством. Однако в отношении субъектов хозяйствования, не являющихся банками, такой нормы нет. Поэтому для них аудит по МСФО в затраты для целей налогообложения может включаться лишь в составе консультационных услуг в пределах норм, установленных Указом № 398, или же списывается за счет прибыли. При этом аудиторам для качественного выполнения такой работы могут потребоваться более подробные методические указания, чем Правило аудиторской деятельности «Отчет аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8 (в ред. постановления от 30.06.2005 № 84). У проверки достоверности отчетности по МСФО много специфических особенностей, но ни в действующем Законе «Об аудиторской деятельности», ни в проекте изменений в него этот вид аудита специально не рассматривается.

Между тем сейчас много говорится о планах выхода белорусских предприятий на зарубежные рынки капитала. Но для кредитования, выпуска облигаций и IPO потребуется отчетность, составленная и проверенная по международным стандартам учета и аудита. Обойдется все это недешево. А потому для реализации столь амбициозных инвестиционных программ необходимо установить, что расходы на трансформацию отчетности по МСФО, в т.ч. оплаченные сторонним организациям, а также на аудит такой отчетности могут включаться в себестоимость и в затраты для целей налогообложения и ценообразования. В государственных интересах.

Леонид ФРИДКИН