$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дорогие наши дороги©

27.10.2015

Белорусские дорожники в минувшее воскресенье отметили профессиональный праздник. В будни их приоритетом служит улучшение качества автомобильной дорожной сети в целях развития внутреннего рынка грузоперевозок и транзитного потенциала страны.

В настоящее время в республике действует Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2015–2019 годы, утв. постановлением Совмина от 31.12.2014 № 1296. Она пришла на смену Программе «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 6.04.2006 № 468, не выполненной из-за недостаточного финансирования. В стране после 2008 г. резко сократились объемы ремонта дорог. Например, в 2011 г. было капитально отремонтировано лишь 20 км — почти в 30 раз меньше плана. Не лучше обстоят дела с текущим ремонтом. Предусматривалось, что к 2015 г. в стране не останется дорог с неудовлетворительным состоянием, а фактически этого удалось достичь всего на 3,4 тыс. км.

Новая программа ориентирована не столько на ремонт дорог, сколько на создание широкой дорожной сети с качественным покрытием, чтобы извлечь максимальную выгоду из транзитного положения республики. Для этого недостаточно двух хороших дорог вдоль международных коридоров. В 2015–2019 гг. запланированы модернизация автомобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5 т на одиночную ось на протяжении не менее 2758 км, реконструкция и возведение по параметрам 1 категории дорог, соединяющих Минск с областными центрами.

Стоимость новой программы оценивается почти в 90 трлн. Br в ценах декабря 2014 г., из которых около половины — средства республиканского бюджета. Остальное финансирование будет обеспечиваться за счет кредитов и собственных средств дорожных организаций, пояснил «ЭГ» начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Минтранса Сергей Леончик. Основным бюджетным источником должен служить республиканский дорожный фонд, в который поступают сборы за проезд иностранных автомобилей, плата за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и плата за проезд по платным автодорогам с системой электронного сбора платы. На текущий год размер республиканского дорожного фонда первоначально планировался в объеме 2979,9 млрд. Br, и пополняется он весьма успешно. Дополнительные поступления согласно Указу Президента от 24.09.2015 № 399 составили 207,6 млрд. Br.

Кроме того, в соответствии с Законом от 30.12.2014 № 225-З «О республиканском бюджете на 2015 год» на цели обслуживания и развития дорожного хозяйства в т.г. направляются дополнительные бюджетные средства — в целом расходы бюджета на него определены в объеме 4,62 трлн. Br. Около половины этой суммы (порядка 2,2 трлн. Br) — госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (в 2014-м — 1,89 трлн.). Ее введение с 2014 г. власти обосновали тем, что в последние годы существенно возросло количество личных и служебных автомобилей, что приводит к ухудшению состояния дорожной сети и росту затрат на ее содержание. Госпошлина призвана компенсировать эти издержки. Власти также уверяют, что поступающие средства расходуются исключительно на декларируемые цели. Но в I полугодии 2015 г. на капитальный ремонт республиканских автомобильных дорог использовано 103,6 млрд. Br, а на строительство — 149,1 млрд. Br соответственно.

В текущем году в республиканский дорожный фонд должно также поступить 536,9 млрд. Br платежей за проезд транспортных средств по нашим платным автодорогам. Как сообщила начальник отдела правовой и организационной работы ГУ «Белавтострада» Юлия Познанская, 20% поступлений перечисляются затем австрийской компании «Kapsch TrafficCom AG» за услуги по созданию системы BelToll, еще 20% — в качестве компенсации эксплуатационных расходов. Бюджету остается, таким образом, только 60%. Правда, в 2016 г. эта доля может вырасти, т.к. расходы инвестора за установку BelToll на первой фазе проекта будут погашены. К тому же сеть платных автодорог должна вырасти с 1189 км до 1512 км, а к 2020-му — почти до 2 тыс. км, что принесет казне 5,7 трлн. Br.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Справка «ЭГ»

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Беларуси выросла с 86,5 тыс. км в 2011 г. до 101,1 тыс. км в 2014 г., в т.ч. дорог с твердым покрытием — с 74,8 тыс. км до 86,9 тыс. км.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях