$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Дороги, которые мы цементируем

01.03.2016

В текущем году в Беларуси продолжится развитие дорожного хозяйства и придорожного сервиса. 

Власти надеются, что качественные автодороги, развитая сеть АЗС, станций техобслуживания, пунктов общественного питания и отдыха позволят нарастить экспорт и повысят транзитную привлекательность страны.

Проект Генеральной схемы развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, разработанный Минтрансом, после согласования с облисполкомами должен поступить на рассмотрение Совмина, рассказал «ЭГ» начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик.

В результате реализации предыдущего аналогичного документа в Беларуси сейчас вдоль автотрасс насчитывается 341 АЗС, 166 газозаправочных пунктов, 59 гостиниц, 44 мойки, 84 охраняемые стоянки, 345 предприятий торговли, 454 пункта питания и 90 пунктов техобслуживания. Их появлению способствовало наличие благоприятной законодательной базы, в т.ч. по вопросам сроков аренды земельных участков, льгот для строительства и содержания объектов. Объекты придорожного сервиса освобождались от налога на недвижимость в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию, от налога на прибыль на 5 лет.

Напомним, что подп. 1.12 ст. 140 НК, которым была введена эта льгота, исключен с 1 января т.г. Впрочем, аналогичной преференцией можно воспользоваться и в рамках Декрета от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». А потому в Минтрансе надеются, что имеющиеся льготы по-прежнему будут стимулировать привлечение инвесторов в данной сфере. В 2016–2020 гг. планируется возведение в республике свыше 200 новых объектов, в т.ч. ряд АЗС и кафе на второй минской кольцевой автодороге в соответствии с заданием правительства.

МКАД-2 является одним из главных стратегических направлений Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы, утв. постановлением Совмина от 31.12.2014 № 1296. Эта дорога должна обеспечить разгрузку столицы от транзитного автотранспорта. В декабре 2015 г. был введен в эксплуатацию первый участок МКАД-2 протяженностью 47 км, что позволило переориентировать транзитные потоки с витебского и гродненского направлений в обход Минска. Дополнительным стимулом для водителей стало освобождение этой трассы от платы.

Такая жертва может поставить под угрозу соблюдение календарного плана-графика ввода в эксплуатацию второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска и других объектов транспортной инфраструктуры, утв. постановлением Совмина от 16.10.2014 № 978. Ввод заключительного участка от автодороги М6/Е28 Минск – Гродно – граница Польши (Брузги) до автодороги М1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ (Редьки) должен состояться до конца текущего года. Для его строительства запланировано выделение из бюджета в текущем году 570,9 млрд. Br. Однако в реальности стоимость работ может оказаться почти вдвое больше.

Проблемы с финансированием возможны и на других объектах. В 2016 г. предстоит возвести и реконструировать по параметрам I категории 147,4 км автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также других грузонапряженных участков, что почти втрое больше, чем в 2015 г. Запланировано активное строительство на участках автотрасс М-5/Е 271 Минск – Гомель и Р-23 Минск – Микашевичи. Только капитальный и текущий ремонт дорог, мостов и путепроводов потребует в текущем году около 2 трлн. Br, а в целом дорожному хозяйству требуется почти 12,5 трлн. При этом расходы республиканского дорожного фонда на текущий год запланированы в объеме 5,4 трлн. Br, его доходы – 4 трлн., из которых 2,85 – госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Надежность этого источника подкрепляется ростом базовой величины и упразднением льгот для автовладельцев-пенсионеров.

В 2016 г. будут осваиваться технологии цементобетонных покрытий. Это должно улучшить качество трасс, а заодно поддержит отечественные цементные заводы. Впрочем, для успеха данного проекта пришлось закупить немецкое и американское оборудование. Но, помимо дополнительных валютных расходов, есть и иные проблемы. По мнению Комитета госконтроля, поручение главы государства по использованию 10% производимого в Беларуси цемента в дорожном строительстве выполнено лишь наполовину, причем в большинстве регионов на 15–43%,  а  в Витебской области – вообще немногим более 1%.

Расчеты, произведенные для МКАД-2, показывают, что цементобетонное покрытие примерно на 5,5% дороже асфальтобетона, но изнашивается гораздо медленнее, что сокращает затраты за 25 лет эксплуатации на 1,4%. Поэтому ученые БНТУ рекомендуют применять эту технологию при реконструкции и капремонтах автотрасс, особенно в местах с высокой интенсивностью автомобильного движения.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ