Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дороги, инвестиции, транзит.— Депутаты ратифицировали международные соглашения

В первый день работы осенней сессии Палаты представителей, которая открылась 2 октября, депутаты ратифицировали несколько международных соглашений – все они призваны способствовать развитию отечественной экономики.

Экономической целесообразностью принимаемых решений поинтересовались депутаты у министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака, представлявшего на сессии законопроект о ратификации кредитного соглашения между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), касающегося реконструкции автомобильной дороги Р80 Слобода-Паперня.

Соглашение подписано на основании Указа Президента от 27.03.2018 г. № 116.

Привлечение займа в сумме 42,45 млн. EUR позволит выполнить реконструкцию этого участка протяженностью 14,77 км, который является завершающим этапом строительства второй кольцевой автодороги вокруг Минска, сообщил министр.

Срок ввода в эксплуатацию дороги Р80, которая будет соответствовать европейским стандартам, запланирован на 2019 г. Предусмотрено увеличение с 2 до 4 полос движения, устройство 2-уровневых развязок и элементов дорожной безопасности, включая установку ограждения на разделительной полосе по всей протяженности. Стандартная нагрузка на ось составит 11,5 т.

Финансирование начнется в 2018 г., а общий срок погашения займа займет 15 лет – с 2018 по 2032 гг. Правительство рассчитывает на льготный период кредитования, точнее, на мораторий на выплату основного долга, в три года (2018–2020 гг.). Сумма основного долга и проценты будут выплачиваться с 2021 года.

Хорошо, согласились депутаты, деньги предоставляются на льготных условиях, но возвращать заем придется из бюджета. В пик погашения кредитов в течение двух лет на эти цели необходимо будет предусмотреть в республиканском бюджете 9,2 млн. руб. ежегодно. Сравните: в текущем году из республиканского бюджета в виде субвенций передается, например, Минской области 35 млн. руб., Могилевской – 15,6 млн. руб. И это на все дороги, а не на 14,77 км.

И вообще, что министерство планирует делать с местными дорогами, которые находятся в плачевном состоянии?

ЕБРР предоставил средства на самых выгодных условиях, заверил министр. Эффективная процентная ставка, позволяющая оценить стоимость заимствования с учетом графика выборок и платежей по кредиту, составляет 1,1% годовых.

Он отметил, что Беларусь не может обойтись в дорожном строительстве лишь собственными сред­ствами, без привлечения кредитных ресурсов. Первая кольцевая дорога уже должна быть закрыта для грузового транспорта, поскольку на нынешние нагрузки не рассчитана. Кроме того, напомнил министр, без новых дорог мы не можем рассчитывать и на участие в китайском проекте «Один пояс – один путь».

Что касается местных дорог, то принята специальная программа, для ремонта 7 тыс. км дорог выделены значительные средства Бан­ка развития. Кроме того, Мин­транс работает над тем, как расширить очень проблемный в плане интенсивности движения участок дороги между Логойском и Плещеницами.

Позже, отвечая на вопросы журналистов, А. Сивак сообщил, что в течение 5 лет в стране будут реконструированы 32 моста. Причем речь идет не о косметическом ремонте, а о замене несущих конструкций на новые, которые смогут выдержать более высокую нагрузку. Проведены переговоры и получен положительный ответ – планируется заключение еще одного соглашения с ЕБРР.

В ходе дискуссии министр озвучил информацию, которая удивила депутатов: Брестская область не осваивает выделенные на ремонт дорог ресурсы, и их «перебросили» в Минскую область.

ОБ ИНИЦИАТИВЕ «Один пояс – один путь» на сессии вспомнили и в ходе ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Беларусь надеется здесь на сотрудничество в области транспорта, транспортной ин­фраструктуры и производственно-логистической сферы. Об этом банке мы рассказывали в предыдущем номере (см. ЭГ от 2.10.2018 г. № 74).

Министр финансов Максим Ермолович, выступая с докладом на сессии, рассказал об условиях членства Беларуси в АБИИ. Все необходимые для этого процедуры должны завершиться до конца года.

Конечно, предстоит еще многое сделать, прежде чем Беларусь сможет воспользоваться финансированием АБИИ. Но в итоге будет определен объем кредитных ресурсов, на которые Беларусь сможет претендовать. По словам министра, эти суммы значительно превысят объем нашего взноса в банк.

ДВА международных договора, ратифицированные на сессии, подписаны с Турецкой Республикой. Один из них – межправительственное белорусско-турецкое соглашение о взаимном содействии осуществлению и защите инвестиций. Почему понадобилось корректировать аналогичный документ от 08.08.1995 г.?

Турция становится все более заметным партнером Беларуси в торгово-экономической сфере. В нашей стране зарегистрировано более 300 предприятий с участием турецкого капитала, сообщил заместитель министра иностранных дел Олег Кравченко.

Объем турецких инвестиций в экономику Беларуси в 2017 г. составил 51,5 млн. USD (149,2% к 2016 г.), прямые инвестиции – 43 млн. USD (137,3%). Причем статистика в этой области не в полной мере отражает реальную картину. По некоторым данным, общий объем накопленных турецких инвестиций в белорусскую экономику приближается к 1,2 млрд. USD.

Напомним, что в 2008 г. телекоммуникационная компания «Тюркселл» приобрела 80% акций белорусского GSM-оператора ЗАО «БеСТ» за 600 млн. USD, компания «Принцесс Групп» ввела в эксплуатацию гостиницу «Краун Плаза Минск» стоимостью 34 млн. USD, идет работа по привлечению турецких технологий и инвестиций в создание производственных пред­приятий, ориентированных на рынок ЕАЭС.

Например, прорабатывается возможность создания на территориях СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест» и Индустриального парка «Великий камень» промышленных зон для компаний с турецкими инвестициями (по образцу организованных промышленных и свободных экономических зон Турции).

В свою очередь, в Стамбуле функционирует ООО «БНХ Петрокимия» концерна «Белнефтехим». В декабре 2016 г. там открыто представительство ОАО «МАЗ», ведется работа с турецкими партнерами по созданию сборочных производств комбайнов ОАО «Гомсельмаш», строительной и специальной техники ОАО «Амкодор», а также по поставкам на местный рынок техники БелАЗ.

Соглашение позволит использовать действенные механизмы для защиты белорусских инвесторов в Турции и наоборот, будет способствовать дальнейшей интенсификации двусторонних отношений и притоку турецкого капитала в нашу страну.

Документ содержит ряд новаций. Так, определяются законные меры, не являющиеся непрямой экспроприацией, а также устанавливается порядок выплаты ком­пенсации при экспроприации.

НА РЕГУЛИРОВАНИЕ вопросов, связанных с осуществлением грузовых перевозок с использованием нескольких видов транспорта (железнодорожного, водного и автомобильного) между Беларусью и Турцией, а также транзитом через их территории, направлено межправительственное белорусско-турецкое соглашение о международных комбинированных перевозках грузов, сообщила на сессии депутат Светлана Чекан. Ратификация документа соз­даст дополнительные предпосылки для роста объемов работы белорусских перевозчиков в направлении Турции и сопредельных с ней государств.

Согласно ст. 4 Соглашения количество разрешений, выдаваемых на автотранспортные сред­ства, используемые при осуществлении комбинированных грузовых перевозок с сопровождением, определяется компетентными органами договаривающихся сторон на заседаниях Совместной комиссии на паритетных условиях.

Международные соглашения также подлежат ратификации в Совете Республики.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений