$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Логистика

ДОРОГАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ЕСЛИ ВСЕ ПЛОХО ЛЕЖИТ

19.04.2011

Одно довольно крупное белорусское предприятие достроило новый склад, куда намеревалось перевести основной поток товарно-материальных ценностей, обслуживающих производство. Однако переезд не удался: общая площадь оказалась недостаточной, возникли проблемы, связанные с его оснащением и эксплуатацией. Между тем склад был построен на основании проекта, предложенного продавцом складского оборудования. Исправление недостатков потребовало выработки нового архитектурного и логистического решения складского комплекса, постановки в нем современного управления.

Можно ли было избежать проблем и дополнительных расходов, которые придется финансировать по крайней мере еще год? Как выяснилось, изначально мощность нового склада была рассчитана на текущую производственную программу. Однако пока шла стройка, завод нарастил объемы выпуска продукции, соответственно вырос грузооборот. Поэтому, столкнувшись с необходимостью оптимизации склада, заводские специалисты сочли главной задачей увеличение его пропускной способности. К тому же старые склады утрачивают возможность обеспечивать хранение по современным техусловиям.

Отсутствие логистического решения, специальных зон обработки, приемки-отгрузки грузов обострило проблему выбора стеллажного оборудования. Предприятие остановилось на использовании фронтальных стеллажей с регулировкой по высоте. Однако поставщик ошибся при монтаже, и ширина грузового места оказалась на 18 см меньше европоддона. Пришлось дополнительно устанавливать решетки на стеллажи. В процессе эксплуатации оборудования выявилось еще одно неудобство: отсутствие консольных стеллажей для хранения длинномерной продукции.

Заодно работники в процессе езды на новых штабелерах и траках преуспели в «украшении» стеллажей вмятинами, поскольку изначально никто не предусмотрел их защиту от повреждений. Еще одним неприятным сюрпризом стала деформация полов спустя всего 2 месяца с момента начала эксплуатации склада. Их ремонт обходится очень дорого, т.к. требует остановки работы склада. Существенным недостатком оказалось и наличие только одних секционных ворот: конструкционные особенности здания не позволяют использовать тепловую завесу.

К чему столько технических подробностей? Дело в том, что склад — это лакмусовая бумажка эффективности закупочной деятельности и транспортной логистики. Любые ошибки и просчеты в планировании влекут за собой организационные сбои в работе складов. Из-за них получатели могут целый день ждать прихода продукции или получать одно и то же СКЮ по нескольку раз, объясняют специалисты.

Эффективное управление складом предполагает автоматизацию его деятельности. Так, у наших героев учет на складах ведется на основе программного продукта, разработанного своими силами. Тем не менее отражение приходно-расходных операций не всегда своевременно, поэтому у специалистов по закупкам и у кладовщиков, случается, нет полной и своевременной информации о нахождении тех или иных ТМЦ. Из-за этого возникают сбои в работе материально ответственных лиц. Чтобы исправить ситуацию, на предприятии решили перейти на заключение договоров о коллективной материальной ответственности.

Кроме того, в рамках оптимизации была изменена организационная структура управления складом, сокращен штат кладовщиков. Ранее подчинение складов разным службам сопровождалось путаницей в управлении и подчиненности. Например, грузчики, водители, штабелеры находились в ведении транспортной службы, начальник которой и ставил перед ними задачи. Но гораздо правильнее, чтобы задания давал только завскладом. Ведь отсутствие централизованного управления ухудшает эффективность работы.

Оптимизация необходима для снижения складских запасов и применения безопасных правил товародвижения. Выявилось наличие на складе плохо используемых и неликвидных товаров, от которых нужно оперативно избавляться. Когда сроки оборачиваемости составляют от нескольких месяцев до года, то компания несет убытки из-за неэффективного использования площадей.

Исправление ошибок требует серьезных вложений. В каждом конкретном случае нужно считать, что предпочтительнее ограничиться ремонтом или идти на реконструкцию или модернизацию. В первом случае все затраты относятся на себестоимость, в остальных — увеличивают стоимость склада и дают право на льготу по налогу на прибыль. Различным может быть объем строительной документации.

Но без этих дополнительных расходов можно было обойтись, если бы все начиналось с разработки логистического решения объекта. Лишь затем должны начинаться этапы подготовки ТЭО, архитектурного проектирования, определения технических средств оснащения. В нашей же истории новый архитектурный проект оказался готов только в марте т.г., т.е. спустя год с момента запуска в эксплуатацию. Сейчас начаты строительные работы, перенастройка всех функций складского комплекса. Но на предприятии надеются, что затраты времени и ресурсов компенсируются повышением эффективности обслуживания производства.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА
 
СПРАВКА «ЭГ»
СКЮ (SKU — Stock Keeping Unit) — идентификатор товарной позиции, единица учета запасов, складской номер, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам (услугам). Каждой продаваемой позиции, будь то товар, комплект товаров (продаваемых вместе), услуга или некий взнос, назначается свой SKU. Он используется для отслеживания статистики продаж товаров, сравнения объемов реализации разных продуктов. В логистике и мерчендайзинге понятие SKU воспринимается как ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной емкости).